9 июля 1357 года в 5:31утра Карл IV собственноручно заложил первый камень в основании моста через Влтаву. Первоначально его называли Пражским. И лишь в 1870 году мост был переименован в честь своего основателя.
Карлов мост (Karlův most) является единственным в своем роде произведением средневекового зодчества. Каменный мост сначала назывался Пражским. И только лишь в 1870 году его переименовали в честь основателя. Карл IV собственноручно заложил первый камень 9 июля 1357 года. Длина моста равна 520 м, а ширина составляет 9,5 м, опирается он на 16 мощных арок, облицованных тесаными квадратами из песчаника.
История строительства моста
Карлов мост был не первым мостом через Влтаву. Уже до него правый и левый берега реки соединял каменный мост Юдифин (Juditin most) (дата постройки около 1170 года), который был уничтожен во время наводнения 1342 года и уже не восстановлен. Юдифиным мостом пользовались еще во времена начала правления Карла IV, но он уже тогда не отвечал возраставшим требованиям торгового, общественного и строительного подъема. Поэтому император решил построить новый. Строительство было поручено Петру Парлержу и продолжалось с 1357 года до начала XV века. Мастерская Петра Парлержа занималась так же постройкой входной мостовой башни на староместском берегу. Её строительство было закончено около 1380 года.
Староместская мостовая башня
Староместская мостовая башня (Staroměstská mostecká věž) считается одной из самых красивых средневековых построек такого типа в Европе. Она украшена фигурной пластикой высокого художественного уровня. Над воротами расположены гербы земель империи Карла IV, изображения зимородка – символа Вацлава IV (сына Карла IV и его наследника). На втором этаже установлены скульптуры, изображающие покровителя моста св. Вита, Карла IV и Вацлава IV. На самом верху расположены скульптуры покровителей земли чешской – св. Войтеха и св. Сигизмунда.
Западный фасад башни, обращенный к Граду, также был богато украшен скульптурами, но они были уничтожены в 1648 году, когда Прагу осаждали шведы. Заслуживают внимания сетчатые своды в проезде башни. Такие своды, но более усовершенствованные, использовал Петр Парлерж в оформлении собора св. Вита.
Малостранские мостовые башни
Малостранские мостовые башни (Malostranská mostecká věž) различны по возрасту. Более низкая и более мощная башня была построена XII веке в романском стиле. Примерно в 1591 году её перестроили в стиле ренессанс. Более высокая башня была построена в 1464 году, в период правления короля Йиржи из Подебрад. Она походила на Староместскую мостовую башню, но была скромнее, так как имела значительно меньше скульптурных украшений. Ворота между башнями были построены при короле Вацлаве IV.
Скульптурное украшение моста
Первоначально на готическом мосту не было скульптур. Единственным его украшением были мостовые башни. Только в период барокко мост увенчала уникальная галерея скульптур, созданная лучшими мастерами того времени – Матиашем Б. Брауном, Яном Брокофом и его сыновьями. Всего скульптур и скульптурных групп на мосту 30. Большинство из них появилось в период с 1683 по 1714 годы. Интересны скульптурные группы: «Видение св. Луитгарды» (1710 г.), автор М. Браун, и турок, стерегущий находящихся в плену христиан (1714 г.), работа Брокофа. Самая древняя скульптурная группа – «Святой Крест», датируемая 1657 годом.
Мост имел и имеет большое стратегическое значение. Он всегда был важным связующим звеном между Градом и Старым Местом. Через мост проходила «Королевская дорога», через мост в 1420 году прошли гуситы на Малую Страну, с моста в 1648 году шведы атаковали Прагу, а в 1848 году в воротах Староместской мостовой башни были построены баррикады.
Как добраться
Ехать трамваем 17, 18, 22, 93, 97, 99 до остановки Karlovy lázně.
24 мая, 2013 в 16:35
Спасибо за ценный сайт! Не подскажете, с какой точки сделано последнее фото?