Несмотря на все препятствия, которые должен был преодолеть еврейский народ, он оставил глубокий след в политической, общественной и культурной жизни Чехии.
Йозефов (Josefov) — Еврейский город, часть исторического района Старого Места (Staré Město).
Как появился Йозефов
Присутствие евреев ощущается в чешской истории с самого ее начала. Древнейшие еврейские поселения находились около Пражского града и Вышеграда, а также около старого торгового пути близ влтавского брода. Именно это поселение стало основой возникшего позднее Еврейского города.
Так как евреи были хорошими торговцами и ремесленниками, они могли по своему желанию менять местоположение своих поселений и в то же время пользоваться теми же правами, что и остальные жители. Впервые их свободы оказались под угрозой во время первого крестового похода в 1096-1099 годах. Ненависть охватила и Прагу. В 1096 году был отмечен первый большой еврейский погром. С этого времени сосуществование евреев и чехов характеризуется чередованием периодов мира и взаимопонимания с периодами ненависти и жестоких погромов.
Взлеты и паления пражских евреев
Тяжелый удар нанесли евреям постановления латеранского консилиума, состоявшегося в Риме в 1215 году, на основании которых евреям запрещалось владеть землей, заниматься земледелием и ремеслами. Им разрешалось только давать взаймы деньги за проценты, что с точки зрения христиан была деятельность аморальная. Кроме того, им приказывалось ограничить контакт с христианским населением и жить на отведенных территориях. Так возникли гетто. Евреи, лишенные своих прав, попали в зависимость от воли правителей, стали их подданными, их собственностью.
Однако и в Чехии были просвещенные правители, охранявшие евреев. Одним из них был в XIII веке король Пржемысл Отакар II. Он взял евреев под защиту и позволил им заниматься предпринимательством в финансовой области. Он запретил любые посягательства на собственность евреев и требовал уважения к их обычаям и святым местам.
К этому, счастливому для евреев периоду, относится один из древнейших архитектурных памятников Праги – раннеготическая Староновая синагога (Staronová synagoga) (построена около 1280 года), самая древняя из семи сохранившихся синагог Праги.
При Рудольфе II еврейский город снова обрел свою независимость, и для него начался период расцвета. Развивались торговля, наука и искусство. Появились такие видные личности как примас гетто и финансист императора Мордехай Майзел (1528-1601) и представитель духовной жизни города – Иегуда бен Бекалел по прозванию Раввин Лёв. Образ мудрого раввина, связанный со множеством легенд, стал также благодарной темой для многих литераторов.
После периода расцвета для Еврейского города наступила пора страданий, длившаяся сто лет. Только при правлении просвещенного монарха Иосифа II, точнее благодаря его толерантному патенту, изданному в 1781 году, евреи смогли свободно вздохнуть и найти применение своим способностям не только в торговле, но и в других областях.
Но, несмотря на все препятствия, которые должен был преодолеть еврейский народ, он оставил глубокий след в политической, общественной и культурной жизни Чехии. В начале XX века в Праге, в атмосфере сосуществования трех наций: чешской, немецкой и еврейской родились личности, достигшие, главным образом в модерной литературе, мировой известности. Густав Мейринг, Франц Верфель, Макс Брод, Франц Кафка и многие другие – это звезды на небосклоне искусства.