История Пражского града. часть 1 История Пражского града. часть 2 После основания Пражского епископства (973) и, прежде всего, после избрания второго епископа – св. Войтеха из рода Славниковичей (983) старославянская культура византийского происхождения уступает место культуре латинской и западной. Епископский костел, который впоследствии хранил останки главных покровителей, имел форму велико-моравской ротонды. Благодаря своей привлекательности он […]
После основания Пражского епископства (973) и, прежде всего, после избрания второго епископа – св. Войтеха из рода Славниковичей (983) старославянская культура византийского происхождения уступает место культуре латинской и западной. Епископский костел, который впоследствии хранил останки главных покровителей, имел форму велико-моравской ротонды. Благодаря своей привлекательности он лег в основу традиции этого типа постройки, и эта традиция не только сохранилась до середины XIII в., но даже расширилась из Чехии в соседние страны.
Так художественное наследие Великой Моравии выжило, несмотря на то, что моравское государство прекратило существование, а старославянская письменность, его культура и восточная литургия были отвергнуты. Епископ св. Войтех принадлежал к самым образованным европейцам своего времени. Вместе со своим одноклассником из Магдебурга императором Отой III он стремился к обновлению Священной римской империи и к расширению христианства, которое его ученики принесли в Польшу и Венгрию.
Чехами взгляды Войтеха принимались без воодушевления. Когда род Славниковичей вступил в конфликт с династией Пржемысловичей, который привел к истреблению Славниковичей на Либице (995), св. Войтех окончательно покинул Чехию. Он погиб смертью мученика в Пруссии (997). В 1035 г. чехи под предводительством князя Бржети слава предприняли богомольное паломничество в Гнездно (в форме военного похода), где взяли мощи св. Войтеха и поместили их в пражский епископский костел св. Вита, Вацлава и Войтеха.
Несмотря на многочисленные пожары и перестройки некоторые места на Пражском Граде (Pražský hrad) остались священно неизменными, например, никто не осмелился переместить могилу св. Вацлава (с 938 г.). Пржемысловичи завершили свое стремление к власти в начале XIV в., когда с Пражского Града они правили Чехией, Моравией, Силезией, а также Польшей и Венгрией, а незадолго до этого и альпийскими странами (1250-1278). Таким образом объединенная центральная Европа распалась после убийства последнего мужского члена династии -Вацлава III (1306).
Из последовавшего за этим хаоса страну вывели Люксембурги (1310-1437). В особенности император и король Карл IV (378), который наполовину был Пржемысловичем по матери Элишке, завершил и превзошел пржемысловское наследие так, что уже в XIV в. его считали „Отцом отечества”. Его деятельность отразилась на внешнем виде значительной части страны: перестройка и украшения королевского дворца (с 1333), кафедрального собора св. Вита (с 1344) при повышении пражского епископства на архиепископство, обновление каменного моста через Влтаву (после 1357), основание Нового Города и пражского университета (1348), сооружение частично до сих пор сохранившегося укрепления Малой Стороны (1360) и т. д. Во время правления его сына Вацлава IV (1378-1419) чешское искусство достигает своего расцвета, но одновременно с этим возникают страшные и неразрешимые проблемы: папская схизма, гражданская война, амбиции родственников и зарождающаяся чешская реформация, которая на сто лет предвосхитила Европу.
7 ноября, 2014 в 16:03
Большое спасибо за историю Пражского града. Ваша информация очень интересна и полезна для нас, т.к. через месяц мы будем обозревать эти удивительные и богатые историей места Праги. Михаил, подскажите, где можно найти наиболее полную информацию о правителях Чехии ( их жизни, семьях и влиянии на историю Чехии).
Я всегда жду Ваших удивительных рассказов о тех местах, где Вы побывали.