Церковь Девы Марии Победоносной (kostel Р. Marie Vítězné). Готический облик Праги до начала XVII века не претерпел значительных изменений, несмотря на ренессансные постройки с их характерными фронтонами и фасадами. Размеры и стиль зданий всё же тяготели к средневековой готике. После победы династии Габсбургов облик города изменился; некоторые районы совершенно утратили готический характер. Стиль барокко с […]
Церковь Девы Марии Победоносной (kostel Р. Marie Vítězné).
Готический облик Праги до начала XVII века не претерпел значительных изменений, несмотря на ренессансные постройки с их характерными фронтонами и фасадами. Размеры и стиль зданий всё же тяготели к средневековой готике. После победы династии Габсбургов облик города изменился; некоторые районы совершенно утратили готический характер. Стиль барокко с чертами итальянского маньеризма проявился в застройке Праги ещё до событий на Белой горе. В период 1611-1613 гг. на Малом Месте построили костел Пресвятой Троицы (или девы Марии Победоносной) (kostel Р. Marie Vítězné). Изначально он был предназначен для живших в этом районе лютеран, но в 1624 году его передали ордену кармелитов.
Стиль раннего барокко хорошо заметен в архитектуре Матиашовых ворот (Matyášova brána), построенных в 1614 году. Широкое распространение барокко после 1620 года можно считать символом утверждения победы католической религии в Чехии. У католической церкви и местной элиты было достаточно средств, чтобы приглашать на работу иноземных зодчих и лучших мастеров-строителей из-за границы. В Прагу прибыли Каневалле и Орси, Лураго и Каратти. Эти зодчие, а также многие скульпторы, резчики, художники, как и строители эпохи Возрождения, навсегда остались в Праге.
Ворота Матиаша (Matyášova brána).
История повторяется. Вновь прибывшие мастера создают постройки разного плана, но все они неорганичны для Праги. Они чужды чешской столице по стилю, а главное – по размерам.
Прожив в Праге какое-то время, иностранные мастера поняли её традиции и особенности. С этого времени в городе создаются подлинные жемчужины архитектуры. В XVIII веке здесь творили Аллипранди, Сантини и Ф.М.Канька; отец и сын Динценгоферы. О красоте чешской архитектуры скоро заговорили во всей Европе; чешское барокко стало высшим уровнем европейского зодчества.
Костел св. Томаша при монастыре августинов (Kostel svatého Tomáše).
В других видах искусства тоже было создано немало шедевров. Начиная с XVII века в мире живописи и скульптуры Чехии появляются новые имена: Петр Брандл и Вацлав Райнер; Матиаш Бернард Браун и Фердинанд Максимилиан Брокоф. Имя Игнаца Платцера-старшего чехи узнали немного позднее.
Облик столицы радикально изменился. Появились новые дворцы, были построены костёлы, разбиты сады и парки. Постройки эпохи барокко во множестве сохранились до наших дней.
Церковь Святого Николая (Kostel svatého Mikuláše).
Самой выдающейся церковной постройкой барокко признан храм на Малостранской площади – Церковь святого Микулаша (Николая) (Kostel svatého Mikuláše). Этот костёл был построен в XIII веке, а в 1735 году Килиан Динценхофер его полностью реконструировал. Его отец – Криштоф Динценгофер – работал над проектом костела святой Маргариты для бенидиктинцев в Бржевнове.
Костел св. Яна Непомуцкого на Скалце (Kostel svatého Jana Nepomuckého na Skalce).
Килиан Игнац Динценхофер создавал Костел св. Яна Непомуцкого на Скалце (Kostel svatého Jana Nepomuckého na Skalce) на Градчанах; работал над реконструкцией Костела св. Томаша при монастыре августинов (Kostel svatého Tomáše) , строил церковь Девы Марии в монастыре альжбетинок; храм Кирилла и Мефодия (Pravoslavný chrám svatých Cyrila a Metoděje) в Новом Городе на Рессловой улице.
Кафедральный собор Святых Кирилла и Мефодия (Pravoslavný chrám svatých Cyrila a Metoděje).
Лорета (Loreta).
Великолепная Пражская Лорета (Loreta) (Лоретанский монастырь) в Градчанах и костел святого Якуба с его знаменитым органом работы Адама Старка – также относятся к самым известным барочным постройкам Праги.
Кржижовницкая площадь (Křižovnické námĕstí).
Клементинум (Klementinum).
Ярче всего новый стиль проявился в архитектуре зданий на Малой Стороне и в Градчанах. Однако в других районах столицы тоже можно найти немало зданий барокко. В барочном стиле создан ансамбль Кржижовницкой площади – его формируют фасады костела святого Сальватора (Kostel Nejsvětějšího Salvátora) и костела Святого Франциска Ассизского (Kostel svatého Františka z Assisi). Главный символ мощи ордена иезуитов – грандиозный Клементинум – также построен в стиле раннего барокко. (Старинный Клементинум во все времена был центром культуры, образования и религии, главным оплотом католицизма.)
Церковь Святого Игнатия из Лойолы (Kostel svatého Ignáce z Loyoly).
Церковь Святой Троицы (Kostel Nejsvětější Trojice).
Церковь святой Екатерины Александрийской (Kostel svaté Kateřiny Alexandrijské).
Дом Фауста (Faustův dům).
Тройский замок (Trojský zámek).
Комплекс Инвалидовна (Invalidovna).
В стиле барокко реконструировали множество старых костёлов. А в Новом Городе были построены новые здания: костёл Св. Игнатия (Kostel sv. Ignáce); церкови Святой Троицы (Kostel Nejsvětější Trojice) и Святой Катержины (Kostel svaté Kateřiny); Дом Фауста (Faustův dům) и другие. Строительство ведётся и на окраинах города: замок в поселении Троя (Trojský zámek) (1679-1685 гг.) напротив зоопарка; костёл Святой Маргариты; комплекс Инвалидовна (Invalidovna) между Карлином и Высочанами. Этот монументальный барочный комплекс строили в 1731 – 37 гг. Он был задуман, как общежитие для инвалидов войны. После кончины Карла VI строительство было приостановлено и первоначальный замысел архитектора Фишера фон Эрлаха не был осуществлён.
Валленштейнский дворец (Valdštejnský palác).
Первым дворцовым комплексом Праги в стиле раннего барокко стал Валленштейнский дворец (Valdštejnský palác). Генералиссимус из Вальдштейна – Альбрехт фон Валленштейн купил участок земли на Малой Стороне и нанял итальянских зодчих. Роскошный дворец в XVII веке был значительно разрушен и разграблен шведской армией, но затем полностью реставрирован.
Многие представители пражской элиты строили дворцы: Туновский (Thunovský palác) Нерудова 214, Морзинский (Morzinský palác) Нерудова 256, Чернинский (Černínský palác) Лоретанская площадь 101 и другие, по богатству и помпезности не уступающие Валленштейнскому.
Дворец Сильва Тарукки (Palác Sylva-Taroucca).
Выдающийся образец архитектуры позднего барокко – красивейший дворец Сильва Тарукки (Palác Sylva-Taroucca) На пршикопе 852 (1743-1751 гг.). Его создавали зодчие К. И. Динценгофер и Ансельмо Лураго, а лепнина фасада и украшения в стиле рококо на лестнице создавались Игнацем Платцером-старшим.
Вышеград (Vyšehrad).
Также к барочным сооружениям Праги можно отнести Вышеградскую крепость (Vyšehrad). Это древнее укрепление X века было отстроено заново в XVII веке, уже в стиле барокко. Его окружили мощной кирпичной стеной с пятистенными бастионами.
Характерные черты рококо в чешских зданиях проявились в орнаментах – «рокайль» (в форме завитков морских раковин). Образцами стиля рококо в Праге можно назвать Архиепископский дворец (Arcibiskupský palác) на Градчанах; дворец Голтц-Кинских (palác Golz-Kinských) Староместская пл. 606; замок рыцарей Турбов.