Дворец Свеертс-Шпорка. Эпоха рационализма – «жозефинских» реформ в Чехии характеризуется началом национального возрождения. Архитектурный облик Праги принципиально не изменяется. Строятся новые здания, дома и дворцы. В их архитектуре отражается стиль классицизма. В классическом французском стиле построены два дворца Свеертс-Шпорка на Гибернской улице; дворец Пржиховских (ныне – Славянский дом (Slovanský dům)). Классицизм воцарился в архитектуре ряда построек […]
Дворец Свеертс-Шпорка.
Эпоха рационализма – «жозефинских» реформ в Чехии характеризуется началом национального возрождения. Архитектурный облик Праги принципиально не изменяется. Строятся новые здания, дома и дворцы. В их архитектуре отражается стиль классицизма. В классическом французском стиле построены два дворца Свеертс-Шпорка на Гибернской улице; дворец Пржиховских (ныне – Славянский дом (Slovanský dům)).
Классицизм воцарился в архитектуре ряда построек улицы На Пршикопе, Лихтенштейнского дворца (Lichtenštejnský palác) на Малостранской площади, в фасадах библиотеки Страговского монастыря. Был построен в этом же стиле первый пражский театр им. Й. К. Тыла (Сословный театр (Stavovské divadlo)).
Славянский дом (Slovanský dům).
В окрестностях Праги также создаются здания в классическом стиле. К их числу можно отнести виллу Бертрамка (знаменитую виллу на Смихове, где жил Моцарт).
Костёлов строится немного. «Жозефинские» реформы привели к закрытию большого количества религиозных сооружений; многие впоследствии были разрушены или переоборудованы под жильё и торговые склады.
Вилла Бертрамка (Vila Bertramka).
Начало XIX века знаменуется внедрением в пражскую архитектуру стиля ампир. В замыслах архитекторов видны мотивы римского и греческого зодчества. Облик двух городских районов: Карлова и Смихова – полностью определяется стилем ампир. В строительстве проявляются новые элементы – классические и романтические.
Костёл Св. Креста (kostel Sv. Kříže).
В разных районах Праги создаются жилые здания, частично перестроенные из старинных дворцов. Из крупных строительных проектов можно отметить первую пражскую набережную (сегодня это набережная Сметаны) – от Национального театра до неоготического здания Карловых бань (Karlovy lazne). До наших дней сохранилась решётка набережной, да и вся её планировка осталась неизменной. Были построены: подвесной Цепной мост, соединяющий центр Праги с районом Смихов; новый костёл Св. Креста (kostel Sv. Kříže) по улице на Пршикопе; таможня возле Пороховых ворот и вилла Кинских (1827-31 гг.) на Смихове.
Карлинский храм святых Кирилла и Мефодия (Kostel sv. Cyrila a Metodeje Karlin).
Для ампира и классицизма характерны черты «возвращения к природе» по формулировке Ж.Ж.Руссо. В Праге наконец-то обратили внимание на создание общественных садов. Садовые комплексы возникали один за другим. Виммеровы сады на Виноградах; парк Каналка; множество частных садов с павильонами, романтическими часовнями и искусственными руинами.
Костёл святой Людмилы (kostel sv. Ludmily).
Стремительное развитие чешской столицы началось во второй половине XIX столетия. Бурными темпами поднимались техника и промышленность. Укрепления между древними городищами были снесены. Новые города возводились на месте старинных посёлков, бывших полей, виноградников. В это время построены Вршовице, Винограды, Жижков. Растущее количество промышленных предприятий требовало развития инфраструктуры, масштабного строительства жилых и общественных зданий. Строилось множество домов и школ, больниц и сберкасс, учреждений, новых мостов и дорог. Открывались музеи, театры, церкви, спортзалы и рынки. В это период массовой застройки в архитектуре наступил кризис.
Костел Святого Прокопа (Kostel svatého Prokopa).
Новых идей не было, поэтому архитекторы вновь обратились к наследию прошлых веков. Облик новых зданий был эклектическим – в их архитектуре причудливо соединялись черты множества стилей. Общая гармония строений зависела только от вкуса создателей. Снова и снова возвращались они к теме средневековья. Возникали псевдороманские и неоготические здания. Средневековые черты можно увидеть в большинстве церковных построек тех лет.
Показательный пример псевдороманского зодчества – Карлинский храм святых Кирилла и Мефодия (Kostel sv. Cyrila a Metodeje Karlin) (1848 г., архитекторы К.Рёснер, И.Ульманн). Костёл святой Людмилы (kostel sv. Ludmily) в районе Винограды и храм святого Прокопа на Жижкове (Kostel svatého Prokopa) также принадлежат псевдороманскому стилю. Этот стиль нашёл отражение и в облике реконструированных зданий храма Петра и Павла (Вышеград), и части кафедрального собора святого Вита. Неоготические черты не лучшим образом сказались на облике старинных, исторических зданий. В угоду тенденции возвращения их к первоначальному, «подлинному» виду, было устранено множество черт, привнесённых при реконструкциях прошлых периодов. Это обедняло архитектуру.
Костел св. Вацлава на Смихове (Kostel svatého Václava (Smíchov).
Гражданское строительство велось в неоренессансном стиле. Архитектор Игнац Ульман стал первооткрывателем пражского неоренессанса. Его работы – здания Чешской академии наук, Высшего технического училища. Костел св. Вацлава на Смихове (Kostel svatého Václava (Smíchov) (1885 г.) – проект другого знаменитого архитектора – Антонина Барвициуса.
Национальный театр (Národní divadlo).
Позже неоренессанс поделился на два отдельных направления. К первому относят творчество Йозефа Шульца и Йозефа Зитека. В их проектах отчётливо видны черты монументальной архитектуры позднего Ренессанса Северной Италии. Эти зодчие работали над строительством Национального театра (Národní divadlo), Дома работников искусств (Рудольфинума (Rudolfinum)) на Староместской набережной; Национального музея (Národní muzeum).
Рудольфинум (Rudolfinum).
Второе направление исходило из традиционного чешского зодчества XVI века и снова отличалось применением росписи сграффито и созданием живописных фронтонов. В этом направлении работал Антонин Вигл – создатель известного «Виглова дома» на пересечении Водичковой улицы с Вацлавской площадью, Староместской водонапорной башни. Здания работы Вигла украшены росписями по эскизам Франтишека Женишека и Микулаша Алеша.
Виглов дом.