Сазавский монастырь возник на месте скита пустынника – святого Прокопия. В X веке Прокопий жил в пещере, в долине реки Сазавы. Он проводил время в трудах и молитве, возделывал поле, рубил деревья. Рядом с ним селились последователи – ученики, искавшие праведной иноческой жизни.
Отшельникам покровительствовал князь Олдржих. В 1032 г. был построен монастырь, и Прокопий стал его первым игуменом. Вольная община постепенно превратилась в обитель с жёстким уставом (монахи придерживались устава Василия Великого с элементами бенидиктинского учения). В своих письменах и обрядах братия Сазавской обители использовала кириллицу и славянский язык. В народе росло доверие к монастырю, продолжавшему дело Кирилла и Мефодия.
Перед смертью Прокопий завещал свои обязанности племяннику Виту, предупредив, что братство ждут нелёгкие времена. Перемены наступили в 1055 г. По приказу князя Спитигнева II, настоятель Вит и монахи, державшиеся славянских традиций, были изгнаны и нашли свой приют в венгерских землях.
Возвращение состоялось в 1061 году, при Вратиславе II (Vratislav II). В 1090 г. началась перестройка обители. Возвели трёхнефную каменную романскую базилику (здание не закончили, сейчас от него остались только фрагменты). Монастырский комплекс вместе с мирскими домами окружили крепостной стеной и обнесли глубоким рвом.
В 1097 г. князь Бржетислав II (Břetislav II) вновь изгнал монахов-славян и позвал на их место бенедиктинцев. С того времени службы велись на латыни. С 1315 года продолжилось строительство комплекса – старые романские постройки было решено заменить готическими. От этой реконструкции сохранились крипта, пресвитерий и зал Капитула.
Новую базилику строили из белого песчаника. Часть здания уже возвели, но гуситские войны нарушили планы. Только в XVII веке началась барочная перестройка зданий. Клирос старого храма превратили в отдельную церковь, перекрыв его сводами и ограничив фасадом. Работы прервал пожар 1746 года.
При Иосифе II Сазавский монастырь упразднили, он перешёл в частные руки. С 1962 г. его объявили государственным культурным наследием, сейчас в нём продолжается реставрация.
В интерьере костёла доминирует главный алтарь работы Рихарда Прахнера. Престольный образ со сценой Успения Богоматери написал Ян Молитор (XVIII в.). В крипте сохранились раннеготические элементы. В зале Капитула можно увидеть ценную готическую настенную роспись работы неизвестного автора (XIV в.).