Этим летом Светлана с мужем и тремя детьми путешествовали из Литвы по Чехии на машине. Она с удовольствием вспоминает семейное путешествии и делится с вами впечатлениями и опытом.

В прошлом году по случаю моего юбилея, мы с мужем по путевкам «Novaturas» ездили на 5 дней в Прагу. Город королей так нам понравился, что спустя год мы решили повторить поездку уже с тремя нашими детьми 11,8 и 5 лет. А заодно полюбоваться воспетыми другими путешественниками горами Северной Чехии.

На семейном совете было решено добираться на своей машине, без посредничества турагенств, тем более, ни одно из них не предлагало тура по выбранному нами маршруту. Живем мы в северо-западной Литве, и вопрос быстрого перемещения в Европу, например, самолетом, даже не стоял.

Все ночевки были заранее забронированы мной через очень удобный сайт booking.com. Чем избавили себя от лишних забот искать по дороге экономичный и уютный ночлег. Вопреки предупреждениям на сайте, ни одна гостиница не сняла с карты ни 30, ни 100% от стоимости нашего будущего проживания. Платили на месте.

1 день

Первую ночь мы остановились в тихом районе небольшого, уютного польского городка Lomža. На перекрестке навигатор повел направо, в тупик, хотя гостиница „Pokoje nad Narwoj“ находилась левее. Хозяин уже ждал нас, высунувшись из окна и махая вместо платка компьютерным листком. Как оказалось, он держал копию моей брони. Хотя ночлег заказывали месяц назад, человек скрупулезно выполнял свою работу и прекрасно помнил день нашего прибытия.

Оставив машину в глубине двора, мы зашли в небольшое здание на 2 этаж, где для нас были приготовлены две отдельные комнаты. Всего номеров в гостинице 8. Внизу отделанная древесиной кухня с полным набором бытовой техники для самостоятельного приготовления пищи и один на всю гостиницу душ. Платный, кстати. 1 минута – 1 жетон. До нас приезжали трое друзей, плохо владевших польским и английским. Недопоняв инструкции, мужички по-дружески поделили жетоны, и один ушел мыться. Через минуту горячая вода кончилась, а постояльцы слушали отборную брань. Туалеты на каждом этаже и тоже отдельные. Несмотря на конец июня, одеяла дали почему-то зимние и только открытые на ночь окна немного спасали от духоты. В номерах и туалетах очень чисто. Идеальный вариант транзитной гостиницы: переночевал, а утром – дальше в путь. Ночь на пятерых обошлась нам в в 45 евро.

2 день

Ближе к полудню въехали в Варшаву. Цель – осмотреть самую красивую улицу города Krakowskie Przdmestje, Старый Рынок и Королевский дворец.

Варшава. Королевский дворец

Народу тьма. Всех возрастов, национальностей и культур. Извозчики за 125 злот милостиво предлагают покататься по старому городу в течении 30 минут. Желающих, кстати, хватало.

Рынок очень маленький, почти половина площади занята уличными кафе под зонтиками. Самая красивая улица города особого впечатления не произвела. Но один эпизод, связанный с ней, оставил приятные воспоминания. На стыке улиц, у какой-то ратуши стоял на огромном выцветшем ковре огромный рояль, и молодой кучерявый маэстро в темно-синем смокинге радовал публику бесплатной живой классической музыкой.

Ночевали в г. Lodz в гостинице „Zajazd Arka“ в огромной комнате с 5 отдельными кроватями и с обеденным столом в центре. Несколько выходящих на крышу окон придавали романтики скромному интерьеру номера. Те же короткие кровати, но хоть помнили про время года, под одеялами не парились. Полтора часа блуждали по улицам города в поисках супермаркета. То ли земля в Польше дорогая, то ли другие причины, но в отличие от литовских городов, где на одной улице 7 супермаркетов, в Польше их надо искать с навигатором. Есть здесь сеть дешевых магазинов „Bedrzionka“ с изображением божьей коровки на входе, но платить там надо только наличкой, а выбор товаров минимальный. Нашли „Tesco“ . Ночь в гостинице обошлась нашей семье в 49 евро.

3 день

Осматриваем Wroclaw. Понравился намного больше Варшавы.

И красивее, и романтичней, и народ чаще улыбается. Рынок Старого города раза в три больше варшавского, заставлен кафетериями, сувенирными лавками и кузницей, где ковали и тут же продавали различный средневековый арсенал: копья, топоры, секиры, мечи, луки и стрелы. Воскресный день, но туристов полно.

Следующая ночевка нас ожидала в горах Сев.Чехии в местечке с мрачноватым названием Cerny Dul. Навигатор ни в какую не хотел находить его, только рядом находящуюся деревушку Janowska. К счастью, в брони находились координаты гостиницы. По ним и ехали. Проезжая в горах Сев.Чехии, вы просто обязаны знать широту и долготу вашей цели, потому что, создается ощущение, что со знаками и указателями дорожная полиция тут экономит.

На выезде из Janowska прямо на дороге лежала куча битых кирпичей, а на ней стоял знак «движение запрещено». Время после 9 вечера, других дорог навигатор не находил, выбора не оставалось. Объехали кучу и вперед. Дорога сузилась до одной полосы, местами потрескавшийся асфальт сменялся щебнем, обилие бугров, ям, края неровные. Узкие обочины обрывались в крутые склоны, куда мы мужественно старались не смотреть. Сгущающие сумерки дополняли ощущение, что здесь недавно снимали фильм о бомбежках в бывшей Югославии.

Cerny Dul – крошечная деревушка на несколько дворов. Большая часть из них – пансионы, видимо рассчитанные на любителей горных лыж. Дома, «погуляв» в google map с функцией пешехода в месте предполагаемого ночлега я, уже подъезжая к Cerny Dul, честно предупредила мужа, чтобы не рассчитывал на королевский прием. Как же приятно мы были удивлены, увидев свою гостиницу!

Склон перед гостиницей настолько крутой, что припарковать машину удалось только поперек склону, на ручнике она съезжала вниз. Администраторшу, милую и доброжелательную молодую женщину мы нашли в ресторане, обслуживающей других постояльцев. Увидев в моих руках листок с бронью, она очень удивилась. Хотя они и выслали мне подтверждение заказа, но самого его на момент нашего прибытия в данных не оказалось. Тем не менее, быстро оценив ситуацию, она отвела нас в роскошные апартаменты, рассчитанные на 7 человек.

По пути к номеру мы получили удовольствие, изучая внутреннее убранство гостиницы. Обилие комнатных цветов, стеклянные шкафы с моделями старинных автомобилей и образцами старинной посуды, толстые ковровые покрытия, множество картин со сценами конных прогулок… А дети радовались просторному холлу со множеством игрушек.

За ночь вместе со вкусным сытным завтраком мы оставили здесь 38 евро.

4 день

Чешский рай, если сильно обобщить, это треугольник между городами Jičin, Mlada Boleslaw и Hruba Skala.

Бывалые говорят, чтобы всё осмотреть, нужна неделя. В нашем распоряжении несколько часов, поэтому ограничились Hruba Skala.

Здесь 400 скал – наибольшее скопление скал в регионе Чешского рая. Скальный город, в котором когда-то проживали средневековые жители, в понедельник был закрыт для осмотра.

Но даже простая прогулка по скалам без гида привела нас в восторг.

Только вот указателей минимум. Пару раз заблудились.

Отправляясь туда без гида, не мешает вооружиться картой. И что-то буйно цветет поблизости, на меня напал неудержимый чих, глаза чесались и покраснели.

Все прошло, как только покинули территорию скал.

Вечером мы входили в двери пражской гостиницы «Bridge». Снимаемый нами 2-комнатный номер-люкс в сутки стоил 560 лт, но на момент брони хозяин делал большую скидку, в итоге за ночь платили 190 лт вместе с завтраком. На заметку будущим путешественникам: бронируя номер, узнайте заранее, не расположен ли он над уличным кафе, если вам неинтересен сигаретный дым, и вы не располагаете набором затычек для ушей. К счастью в 10 вечера кафе закрывалось.

5 день

Планировалось полдня провести в зоопарке, потом ехать на Петршинскую смотровую башню, с которой видна вся Прага, и в находящийся рядом с башней зеркальный лабиринт. Однако детей и мужа так заворожил зоопарк со стеклянными перегородками вместо металлических клеток, что о Петершине пришлось надолго забыть.

До самого закрытия мы исходили царство зверей, птиц и насекомых вдоль и поперек, восхищаясь гориллами, сидевшими на расстоянии вытянутой руки от нас; умилительными мордашками жирафов,

слонами-шалунами, крокодилами, отдыхавшими в полуметре от зрителей…

При нас в павильон львов, тигров, рысей и леопардов принесли обед.

Каждая большая кошка получила по козленку (или олененку) и уплетала за милую душу на глазах остолбеневшей от сложных чувств публики.

Больше всего детям понравился детский зоопарк, где держали детенышей взрослых домашних животных, уже самостоятельно кормящихся. Зверюшки настолько доброжелательные, что дети заходили к ним за перегородку, чтобы погладить и поиграть с ними.

При нас один шустрый козленок выскочил из загона и оказавшиеся неподалеку посетители радостно бегали вместе с работниками зоопарка, помогая его отлавливать. В глубине зоопарка мы нашли одну пиццерию, где можно было пообедать, но она находилось на горе и добираться туда нужно на фуникулерах за 20 крон с человека. Еще есть кафе на входе в зоопарк.

Вечером мы поехали на знаменитые Kržižikowy fontany. К сожалению, стоял светлый вечер, а чтобы вполне оценить сказочно красивое зрелище, смотреть его надо после захода солнца. Эмоции обеспечены.

6 день

Из обширного списка пражских музеев мы выбрали один – Национальный Технический – неподалеку от Летенских садов.

На полный осмотр старинных автомобилей, велосипедов,

поездов, самолетов и дирижаблей, залов типографии,

машиностроения,

полиции и таможни, киностудии, подземных шахт,

фотографии, архитектуры и прочее у нас ушло 6 часов с небольшим перерывом в скромном музейном кафе. Потом через Летенские сады, напоминающие лесные парки С-Петербурга ,

по Mala strana, через Карлов мост на Староместкую площадь . Прогулку завершили у танцующего дома, возле которого дети сфотографировались в балетных па. Сама прогулка по Старой Праге впечатляет не меньше, чем утренний поход в музей.

Туристы в Праге могут сидеть в дорогущих ресторанах, покупать сувениры за баснословные цены, но одеты они так, словно только что вернулись со своих загородных участков. В Чехии у меня создалось впечатление, что народ здесь не обременен культом поклонения моде.

7 день

Жилье в Чешской Швейцарии дороже, чем в столице. Чтобы больше увидеть, на ночлеге решили экономить и выбрали „Mosquito kemping“ .

С пражским номером-люкс не сравнить, но зато кругом живая природа, чистый воздух, в окошко домика без удобств вдалеке видны горы и огромное поле с белыми колосьями выше человеческого роста. Если вы гибкий душой человек и умеете одинаково радоваться и комфорту, и условиям в стиле «ближе к природе», то это место – для вас. Кемпинг почему-то облюбовали немцы, надписи всюду на немецком, немного на английском, и чуть-чуть на чешском. На мой вопрос: «А где у вас тут Чешская Швейцария?» — администрарторша глянула на меня как на человека, который стоит на Красной площади и спрашивает, как пройти к мавзолею Ленина. Видимо, проглотив от изумления язык, она нашла силы только обвести вокруг себя пальцем. На улице работник, говоривший по-русски, показал нам в сторону крон каких-то деревьев на горизонте– «вон там очень красиво».

Сомневаясь, что он понял нас правильно, мы все же двинулись в ту сторону. Кажется, мы вообще не сюда приехали? За полем, пройдя метров 600, начинался обыкновенный лес. Войдя под первые деревья мы увидели круто уходящую вниз лестницу из неотесанных больших камней. Спустившись немного вниз, мы дружно ахнули от восхищения.

Здесь начиналась сказка.

Диковинной красоты ущелье, могучие вековые деревья,

расщепленные временем неприступные скалы, гигантские корни деревьев, своим причудливым переплетением напоминающие мифических спрутов и далеко-далеко внизу чистейшая горная речушка.

Для полного ощущения первозданного мира не хватало динозавров и археоптериксов.

Повстречали пенсионеров, молодых мам с детьми 2-4 лет и молодежь, переносящих на плечах тоненькие спортивные велосипеды.

IMG_8917 kopia

Горы всем возрастам покорны.

8 день

На въезде в городок Dečin на узкой стоянке оставляем машину. Платить лучше не за 2-4 часа, а за весь день – в горах время пролетает стремительно. Работник стоянки дал нам маленькую карту, без нее мы бы пропали, так как и в горах почему-то экономят на указателях.

Идем по извилистой тропе вверх к главной достопримечательности Чешской Швейцарии – Pravčiska brana, природной арке, под которой может пролететь самолет.

Муж не сразу запомнил название арки, называл «правнучкой барана».

Вид, открывающийся сверху, над аркой не передать словами.

Время останавливается и невозможно отвести взгляд. Изумление, благодарность и преклонение перед Творцом, создавшим мир прекрасным, чтобы человек мог жить в нем, радуясь каждому дню и творя добро ближним.

Назад — часть пути пешком, а часть – на лодочке по узкой горной реке. И потом еще долго-долго до своей автостоянки через скалы. Но это того стоит!

Словоохотливый лодочник хорошо говорит по-русски. В молодости окончил политический институт, сейчас на пенсии и – ближе к природе и общению с людьми.

9 день

Отдыхаем в кемпинге. Отсыпаемся. Играем в футбол. Читаем. Общаемся друг с другом. В кемпинге, в здании администрации есть кафе, теннисный стол, кухня для самостоятельного приготовления пищи. Туалеты и душевые с прохладной водой. Воду погорячей пускали, если приезжало больше постояльцев. Постель и армейские одеяла для проживания в домиках выдавали, но все же хорошо, что мы имели и свои одеяла – ночи здесь достаточно прохладные. А днем жарища, духотища. Рядом с кемпингом есть открытый бассейн, подозрительно зеленый, и мы так и не рискнули залезть в него.

10 день

По моими планам надо было ехать в Адршпашско-Теплицкие скалы. Муж с детьми взмолились: «А может хватит для первого раза скал, мышцы болят!?» Едем на юг страны в Моравский крас. Можно быстрее – через Прагу, по магистрали, но мы выбираем живописный маршрут через Центральную Чехию по обычной дороге. Холмистый ландшафт радует до самого Брно. Жилье в Blansko, так сказать, столице Моравского Краса, зашкаливает за 87-145 евро за ночь.

На вопрос, почему так дорого, хозяйка одной из гостиниц разводит руками: «Но это же МОРАВСКИЙ КРАС! Это ЕВРОПЕЙСКИЙ СЕРВИЗ!» Брони у нас не было, дальше 8 дня мы не планировали ночлег, так как не были уверены, что еще захотим посмотреть в Чехии, а значит, начались проблемы. Вспомнили библейское обещание в Филиппийцам 4 главе, 6 стихе: «Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом…» Взялись за руки и дружно помолились.

Выехали наобум из Blansko по какой-то дороге и через 10 км увидели табличку гостевого дома „Irma“. Довольно большой ухоженный участок на холмах, весь в цветах, мельничных колесах, старинных швейных машинках, углевых утюгах и прочих артефактах. Не гостевой дом, а музей под открытым небом. Услышав нашу речь, хозяин несказанно удивился: «Вы литовцы, а говорите по-русски?! Как давно я не слышал этого языка, а то всё english да english». И отвел нас в сторону от гостевого дома к другому домику, где за 43 евро в наше распоряжение передал большую квартиру в стиле прованс с двумя просторными комнатами, оборудованной кухней и прочими удобствами.

11 день

Сталагмиты… сталакиты…

Зеркальное озеро… Плывем по таинственной подземной реке Punkwa.

Жутковатая дикая красота.

IMG_9569 IMG_9597

От воспоминания о неудачной прогулке Тома Сойера с Бекки по горной галерее по телу пробегает дрожь.

Не хочется повторить…

На нас вся теплая одежда, какая нашлась в дорожных сумках – температура воздуха под землей +8.

К месту экскурсии нас доставил экологический поезд. Заплатили за дорогу туда и обратно, но назад водитель поезда не повез, проигнорировав наше бурное голосование на остановке, топали пешком около 40 мин. Вот тебе и сервиз Моравского краса. Сделали ошибку – оставили в гостинице резиновые сапоги. Наверху +25, но идет нескончаемый ливень. Через час дружно хлюпаем отяжелевшими на добрый килограмм кроссовками. Один хозяин „Irm(ы)“ радуется: «Для нас дождь – подарок с небес. Спасибо, что привезли нам дождь».

12 день

Пролетаем Чехию, Польшу. Ночлег в центре Варшавы, в здании бывшего театра. Теперь здесь расположен „Hotel Moon“. Потолки 3 метра высотой, удобные, широкие 2-ярусные кровати. Душ, туалет – в общем коридоре, но, хоть и ходим в пижамах, ни с кем не сталкиваемся. Внутреннее убранство приятно для глаз: голубые стены, в больших кадках высокие цветы, на полу тут и там старинные чемоданы, украшенные искусным декупажем. Ночь на нашу семью со спартанским завтраком стоила 52 евро. В общей кухне можно в любое время бесплатно попить кофе-чай с печеньками. Везде очень чисто, но в комнатах легкий запах. Как память о том, что раньше здесь располагались гримерные.

13 день

Шоппинг в торговых павильонах с общим названием «Maximus». Цены намного ниже литовских. Только с покупки одних джинсов выигрываем до 3-5 евро. После обеда намеревались ехать домой, но не уложились по времени. Сунулись опять в „Hotel Moon“, свободных номеров не оказалось. Увидя наши расстроенные лица, администратор позвонил в соседний отельчик „Puffa“ и походатайствовал за нас.

Люди, никогда, даже под хлыстом не останавливайтесь в „Puffa“. Заплатили 58 евро без завтрака за крохотную 3-местную комнатку. Несмотря на поздний час, по коридорам носились подростки 12-15 лет, орали, визжали, били кулаками в стены и хохотали. Руководитель их группы по-видимому был глухой. Муж попросил администраторшу урезонить молодежь, но девушка, кажется, была приверженкой новых понятий современной Европы о воспитании детей и обычный призыв уважать интересы других постояльцев, воспринимала чуть ли не как сексуальное насилие над детьми. В ответ она посоветовала подождать, пока дети успокоятся сами. Была полночь, завтра нас ожидало 10-часовое возвращение домой, ждать не хотелось, и муж в сердцах воскликнул: «У вас не отель, а бордель!» Девушка вспыхнула до ушей, но верная принципам толерантной Европы, осталась у стойки. Тогда муж намотал на руку полотенце, вышел в коридор к крикунам и гаркнул на весь коридор: «Есть проблемы!?» После этого отель погрузился в мертвую тишину, но только на полчаса. Спать в ту ночь почти не пришлось. Но честно говоря, мы не особо и расстроились. Смеху хватило на неделю вперед.

На следующий день к вечеру мы были дома.

Уроки, извлеченные с поездки, которыми хотелось бы поделиться с будущими путешественниками:

1. Продукты в Польше и Чехии дешевле, чем , к примеру, в Литве. И вкуснее (особенно в Чехии). За 2 огромные пиццы в неприглядной забегаловке на улице Дечина, в которых из-за обилия овощей, ветчины, грибов, сыра не было видно теста, и 5 огромных вазочек с мороженным мы заплатили 12 евро.
2. Запаситесь наличкой дома. Карту принимают далеко не все кафетерии и магазины. На поиски банкомата уходит драгоценное время. А если и найдете, сам банк сдирает приличный процент себе, любимому. В Польше один особо прожорливый банкомат присвоил за одну операцию 26 евро «чаевых». Хотя сами цены в Польше невысокие.
3. В горы смело идут даже с маленькими детьми. Засовывают в специальные рюкзаки-стульчики за спину и вперед. Пенсионеры здесь тоже забывают, что им по 90 и их место на лавочке у подъезда. В прогулках через скалы, как и в любви, помех нет.
4. Бронируйте гостиницу заранее! И не поленитесь справиться о длине кровати, чтобы не ложить ноги на табурет и не давать администрации повода сочинять о высокорослом постояльце еще один анекдот.
5. При составлении маршрута, потратьте несколько лишних минут и «погуляйте» по выбранным объектам в google map с функцией пешехода. А также почитайте отзывы бывалых путешественников. Возможно, есть места более достойные вашего внимания, чем намеченные сперва.
6. Первое, на что обращают внимание администраторы гостиниц – это не на брендовые часы или изящный маникюр на ваших руках, а на то, держите ли в них листок с бронью. Если он у вас есть, через 3-5 мин вы получаете ключ от вашего номера. Если нету, процедура размещения затягивается минут на 20. В Праге мы в несколько пеших рейсов перетаскали свои вещи от машины до номера, а постоялец с навороченными часами, стоявший за нами, все еще ждал, когда его зарегистрируют.
7. Путешествуйте. И как можно больше. Путешествия обновляют отношения, исцеляют от рутины будней, благотворно влияют на здоровье, всколыхивают творческое воображение, и домой вы возвращаетесь немножко другим человеком – словно вас изнутри пропылесосили 

Интересные экскурсии в Праге:

Скачайте мой аудиогид по Праге

Это готовая аудио экскурсия по самым интересным местам Праги, которая позволит Вам получить максимум от города и значительно сэкономить на дорогих экскурсиях и услугах индивидуальных гидов.

Скачайте и установите для iPhone.