Пражский град был основан в конце 850 года родом Пржемысловичей. Это обширное для своего времени дороманское городище, которое уже незадолго до конца IX века стало центром укрепляющегося государства Пржемысловичей. Светская власть усиленно поддерживала развитие новой религии – христианства, чем увеличивала роль церкви, что привело к основанию в 973 году пражского епископства. Местом своей резиденции епископ […]
Пражский град был основан в конце 850 года родом Пржемысловичей. Это обширное для своего времени дороманское городище, которое уже незадолго до конца IX века стало центром укрепляющегося государства Пржемысловичей. Светская власть усиленно поддерживала развитие новой религии – христианства, чем увеличивала роль церкви, что привело к основанию в 973 году пражского епископства. Местом своей резиденции епископ избрал Град, чем подтвердил тот факт, что это место стало центром всего государства, причем центром не только светским, но и духовным.
Самая древняя церковь, основанная князем Борживоем I и посвященная Деве Марии, была построена на месте языческих жертвоприношений, находившемся на западной стороне Града (сейчас I двор). По всей вероятности, церковь была деревянной. Полностью каменной постройкой была ротонда св. Вита, основанная после 926 года князем Вацлавом. Эта ротонда до 1061 года оставалась главной епископской церковью. И здания княжеского дворца стояли на каменных фундаментах.
Второй церковью, построенной в комплексе Пражского града, была церковь св. Йиржи, основанная около 920 года князем Вратиславом. Вскоре около этой церкви сестра Болеслава II Млада основала первый женский монастырь бенедектинок (после 973 г.). В монастыре воспитывались дочери чешской правящей династии. Первоначальная церквушка (основанная князем Вратиславом) была перестроена и превращена в трехнефную базилику, самую древнюю базилику в Чехии.
Однако вернемся к предшественнице доминанты Пражского града, к кафедральному собору св. Вита. Остатки ротонды св. Вита можно еще и сегодня видеть в подземелье собора. Судя по археологическим исследованиям, ротонда была мастерским произведением своего времени и, по словам автора чешской Хроники Космаса, была местом паломничества, главным образом в день св. Вацлава. Это обстоятельство заставило князя Спитигнева II (правил в 1055-1061 гг.) построить новую, большую базилику, посвященную святым Вацлаву и Войтеху. Обширная и просторная постройка на долгое время стала доминантой Града.
Однако прошлое чешского государства было временем беспокойным. Междоусобицы между правящими князьями, войны с захватнически настроенными соседями, грабежи и пожары уничтожали то, что до этого было с таким трудом построено. После каждого пожара или ограбления Град подвергался перестройкам, которые, к счастью, всегда были удачными и делали его еще красивее. Стоит упомянуть о строительных усилиях князя Пржемысла Отакара II (правил в 1253-1278 гг.), направившего свою строительную деятельность на обновление укреплений и перестройку королевского дворца для того, чтобы сделать его более репрезентативным и более приспособленным для жилья. После сметри Пржемысла Отакара II строительство на территории Града прекратилось, а королевский дворец, едва перестроенный, был уничтожен пожаром.
Новая заря над Пражским градом занялась после вступления на престол Карла IV (правил в 1346-1378 гг). Вместе с Карлом IV и его строителями в Прагу пришел новый стиль – готика. Карл IV проявлял большой интерес к резиденции своих предков, поэтому он сразу же занялся перестройкой Града, начавшейся с расширения старого ядра, в результате чего вырос величественный трехэтажный дворец французского типа с двумя залами и эркерной капеллой Девы Марии.