Чешский народ считает Яна Гуса святым и национальным героем. Реформист-проповедник оставил огромное литературное наследие, внёс вклад в чешский язык, его правописание и орфографию. Это повлияло на распространение грамотности среди простых чехов. Сочинения Гуса были доступны и понятны народу. Он выработал собственный стиль полемики, утвердив новый тип прозы в чешской литературе.
Самый известный и любимый исторический герой Чехии – это Ян Гус (Jan Hus), учёный, литератор, священник.
Ян Гус родился в городе Гусинец (Husinec) (Южная Богемия) в 1371 году в крестьянской семье. Гус проповедовал против зла, причиняемого народу церковью. В Чехии он стал национальным героем ещё при жизни и до сих пор пользуется огромным уважением. В народе Яна Гуса считают святым, хотя он и не был канонизирован. Папа Римский неоднократно выражал своё почтение к личности священника, но причислить его к Лику святых отказывался.
Ян Гус окончил Пражский университет, стал бакалавром, магистром, деканом факультета свободных искусств, а впоследствии – ректором университета. Он был учёным, писал научные работы по лингвистике. Его изыскания и сегодня используются в чешской грамматике. С 1401 года Гус читал проповеди в церкви Святого Михаила, а в 1402 году был назначен настоятелем и проповедником Вифлеемской часовни. Чтобы послушать проповеди священника-обличителя, в часовне собирались тысячи горожан. Гус беспощадно клеймил жадность богачей и мздоимство церкви.
Яна Гуса многие считают пламенным революционером, но он не совершал переворота ни в политике, ни в религии. От церкви он добивался одного, чтобы она соблюдала Закон Божий и поступала согласно христианскому учению. Гус жёстко критиковал институт церкви. Его критике подвергалась продажа индульгенций, пьянство и разгульное поведение священников. Он описывал ужасные случаи из жизни священнослужителей. Так один пражский каноник (высокий церковный чин), проиграл в кабаке деньги и одежду. Вернулся домой ночью, практически голым. Стуком и криком он перебудил всю улицу. Такие загулы этот священник совершал три раза. Какой пример он мог подать прихожанам?
Именно такое поведение служителей церкви и критиковал Ян Гус. Сам он отнюдь не был святым, особенно грешил в студенчестве. В этом он позже честно признавался.
Много ведётся споров относительно внешности Яна Гуса. В XIX веке его часто изображали в облике Христа, хотя сам себя он называл толстым. Несколько сохранившихся изображений доказывают, что реформатор был довольно полным, лысым и не носил бороды.
Есть ещё одно заблуждение. Считается, что из-за Гуса был созван Констанцский собор. Это не так. Собор был созван для обсуждения вопросов веры и проходил он несколько месяцев. Эти сведения долго скрывались от народа. Но после восстания в Чехии всё изменилось. Стало известно, что Папа, который вынес Яну Гусу смертный приговор, был в прошлом пиратом. (Папа Ян XXIII бежал из Чехии. Его имя впоследствии принял другой Папа Римский, чтобы очистить его.)
Понятие «гуситские войны» многие связывают с личностью Яна Гуса. Однако проповедника сожгли 6 июля 1415 года в городе Констанц. Гуситские же войны начались только в 1419 году и длились до 1434 года. Герой гуситских войн Ян Жижка не знал Яна Гуса. Теоретически, конечно, он мог посещать проповеди священника-реформатора в Вифлеемской капелле, но это ничем не доказано. А все истории в литературных произведениях о дружбе, которая существовала между двумя народными героями, всего лишь творческий вымысел.
Гус не желал войны и кровопролития. Он всего лишь хотел правды и добивался, чтобы все жили праведно. В своих научных трудах и проповедях мыслитель нередко ссылался на идеи англичанина Джона Уиклифа, профессора и священника, который резко критиковал церковь и особенно идею транссубстанцинации. По христианскому обряду во время мессы верующим дают гостию (у православных – просфору) и вино. Во рту эти субстанции должны превратиться в Тело и Кровь Христовы. Джон Уиклиф называл чепухой эту идею.
Гус тоже критиковал практику причастия. В то время священники причащались вином и хлебом, а мирянам давали только хлеб. Гус пытался доказать, что во времена раннего христианства причащались все одинаково. Это были не просто подробности церковного ритуала, такой подход уравнивал простых прихожан со священниками. Последователи Яна Гуса стали причащать мирян и хлебом, и вином.
За критику идеи транссубстанцинации Уиклифа призывали на Собор. Гуса обвинили в следовании идеям англичанина. После осуждения Яна Гуса церковники решили «расправиться» и с Уиклифом. Поскольку английский профессор был уже давно мёртв, его кости выкопали из могилы и торжественно сожгли.
Католическая церковь до сих пор называет Джона Уиклифа опаснейшим еретиком. Из-за его идей Иоанн Павел II и отказался канонизировать Яна Гуса. Кроме связей с Уиклифом, Гуса обвиняют в критике католической церкви. Считается, что своими критическими высказываниями Ян Гус изменил сану священнослужителя.