Дворец Свеертс-Шпорка. Эпоха рационализма – «жозефинских» реформ в Чехии характеризуется началом национального возрождения. Архитектурный облик Праги принципиально не изменяется. Строятся новые здания, дома и дворцы. В их архитектуре отражается стиль классицизма. В классическом французском стиле построены два дворца Свеертс-Шпорка на Гибернской улице; дворец Пржиховских (ныне – Славянский дом (Slovanský dům)). Классицизм воцарился в архитектуре ряда построек […]

Дворец Свеертс-Шпорка

Дворец Свеертс-Шпорка.

Эпоха рационализма – «жозефинских» реформ в Чехии характеризуется началом национального возрождения. Архитектурный облик Праги принципиально не изменяется. Строятся новые здания, дома и дворцы. В их архитектуре отражается стиль классицизма. В классическом французском стиле построены два дворца Свеертс-Шпорка на Гибернской улице; дворец Пржиховских (ныне – Славянский дом (Slovanský dům)).

Классицизм воцарился в архитектуре ряда построек улицы На Пршикопе, Лихтенштейнского дворца (Lichtenštejnský palác) на Малостранской площади, в фасадах библиотеки Страговского монастыря. Был построен в этом же стиле первый пражский театр им. Й. К. Тыла (Сословный театр (Stavovské divadlo)).

Славянский дом (Slovanský dům)

Славянский дом (Slovanský dům).

Сословный театр (Stavovské divadlo)

В окрестностях Праги также создаются здания в классическом стиле. К их числу можно отнести виллу Бертрамка (знаменитую виллу на Смихове, где жил Моцарт).
Костёлов строится немного. «Жозефинские» реформы привели к закрытию большого количества религиозных сооружений; многие впоследствии были разрушены или переоборудованы под жильё и торговые склады.

Вилла Бертрамка (Vila Bertramka)

Вилла Бертрамка (Vila Bertramka).

Начало XIX века знаменуется внедрением в пражскую архитектуру стиля ампир. В замыслах архитекторов видны мотивы римского и греческого зодчества. Облик двух городских районов: Карлова и Смихова – полностью определяется стилем ампир. В строительстве проявляются новые элементы – классические и романтические.

Костёл Св. Креста (kostel Sv. Kříže)

Костёл Св. Креста (kostel Sv. Kříže).

В разных районах Праги создаются жилые здания, частично перестроенные из старинных дворцов. Из крупных строительных проектов можно отметить первую пражскую набережную (сегодня это набережная Сметаны) – от Национального театра до неоготического здания Карловых бань (Karlovy lazne). До наших дней сохранилась решётка набережной, да и вся её планировка осталась неизменной. Были построены: подвесной Цепной мост, соединяющий центр Праги с районом Смихов; новый костёл Св. Креста (kostel Sv. Kříže) по улице на Пршикопе; таможня возле Пороховых ворот и вилла Кинских (1827-31 гг.) на Смихове.

Карлинский храм святых Кирилла и Мефодия (Kostel sv. Cyrila a Metodeje Karlin)

Карлинский храм святых Кирилла и Мефодия (Kostel sv. Cyrila a Metodeje Karlin).

Для ампира и классицизма характерны черты «возвращения к природе» по формулировке Ж.Ж.Руссо. В Праге наконец-то обратили внимание на создание общественных садов. Садовые комплексы возникали один за другим. Виммеровы сады на Виноградах; парк Каналка; множество частных садов с павильонами, романтическими часовнями и искусственными руинами.

Костёл святой Людмилы (kostel sv. Ludmily)

Костёл святой Людмилы (kostel sv. Ludmily).

Стремительное развитие чешской столицы началось во второй половине XIX столетия. Бурными темпами поднимались техника и промышленность. Укрепления между древними городищами были снесены. Новые города возводились на месте старинных посёлков, бывших полей, виноградников. В это время построены Вршовице, Винограды, Жижков. Растущее количество промышленных предприятий требовало развития инфраструктуры, масштабного строительства жилых и общественных зданий. Строилось множество домов и школ, больниц и сберкасс, учреждений, новых мостов и дорог. Открывались музеи, театры, церкви, спортзалы и рынки. В это период массовой застройки в архитектуре наступил кризис.

Костел Святого Прокопа (Kostel svatého Prokopa)

Костел Святого Прокопа (Kostel svatého Prokopa).

Новых идей не было, поэтому архитекторы вновь обратились к наследию прошлых веков. Облик новых зданий был эклектическим – в их архитектуре причудливо соединялись черты множества стилей. Общая гармония строений зависела только от вкуса создателей. Снова и снова возвращались они к теме средневековья. Возникали псевдороманские и неоготические здания. Средневековые черты можно увидеть в большинстве церковных построек тех лет.

Показательный пример псевдороманского зодчества – Карлинский храм святых Кирилла и Мефодия (Kostel sv. Cyrila a Metodeje Karlin) (1848 г., архитекторы К.Рёснер, И.Ульманн). Костёл святой Людмилы (kostel sv. Ludmily) в районе Винограды  и храм святого Прокопа на Жижкове (Kostel svatého Prokopa) также принадлежат псевдороманскому стилю. Этот стиль нашёл отражение и в облике реконструированных зданий храма Петра и Павла (Вышеград), и части кафедрального собора святого Вита. Неоготические черты не лучшим образом сказались на облике старинных, исторических зданий. В угоду тенденции возвращения их к первоначальному, «подлинному» виду, было устранено множество черт, привнесённых при реконструкциях прошлых периодов. Это обедняло архитектуру.

Костел св. Вацлава на Смихове (Kostel svatého Václava (Smíchov).

Костел св. Вацлава на Смихове (Kostel svatého Václava (Smíchov).

Гражданское строительство велось в неоренессансном стиле. Архитектор Игнац Ульман стал первооткрывателем пражского неоренессанса. Его работы – здания Чешской академии наук, Высшего технического училища. Костел св. Вацлава на Смихове (Kostel svatého Václava (Smíchov) (1885 г.) – проект другого знаменитого архитектора – Антонина Барвициуса.

Национальный театр (Národní divadlo).

Национальный театр (Národní divadlo).

Позже неоренессанс поделился на два отдельных направления. К первому относят творчество Йозефа Шульца и Йозефа Зитека. В их проектах отчётливо видны черты монументальной архитектуры позднего Ренессанса Северной Италии. Эти зодчие работали над строительством Национального театра (Národní divadlo), Дома работников искусств (Рудольфинума (Rudolfinum)) на Староместской набережной; Национального музея (Národní muzeum).

Рудольфинум (Rudolfinum).

Рудольфинум (Rudolfinum). 

Второе направление исходило из традиционного чешского зодчества XVI века и снова отличалось применением росписи сграффито и созданием живописных фронтонов. В этом направлении работал Антонин Вигл – создатель известного «Виглова дома» на пересечении Водичковой улицы с Вацлавской площадью, Староместской водонапорной башни. Здания работы Вигла украшены росписями по эскизам Франтишека Женишека и Микулаша Алеша.

Виглов дом

Виглов дом.

Как я экономлю на отелях?

Все очень просто – ищите не только на букинге. Я предпочитаю поисковик RoomGuru. Он ищет скидки одновременно на Booking и на 70 других сайтах бронирования.

Отели со скидкой здесь

Необычные экскурсии:

Посмотреть все →


Оставить комментарий