Очень интересны и своды пресбитерия. Это одни из старейших сетчатых сводов на старом континенте (закончены в 1385 г.). В пражской мастерской, строившей кафедральный собор, во второй половине XIV в., начинает зарождаться позднеготический стиль, который через 50 – 100 лет распространится по всей центральной Европе. Не менее интересны и скульптурные украшения, созданные мастерской Парлержа. Надгробия 6 Пржемысловичей, […]
Очень интересны и своды пресбитерия. Это одни из старейших сетчатых сводов на старом континенте (закончены в 1385 г.). В пражской мастерской, строившей кафедральный собор, во второй половине XIV в., начинает зарождаться позднеготический стиль, который через 50 – 100 лет распространится по всей центральной Европе.
Не менее интересны и скульптурные украшения, созданные мастерской Парлержа. Надгробия 6 Пржемысловичей, 11 правителей и архиепископа Яна Очко из Влашима на первом этаже часовни с совершенно уникальным ансамблем из 21 портретного бюста в нижнем трифории и еще из 10 бюстов святых в наружном трифории делают из собора великолепную дарохранительницу средневековой скульптуры.
Особую редкость представляют собой бюсты нижнего трифория: качество исполнения, реалистичность вида, но и сюжет, потому что кроме членов дома правителей и представителей высшей церковной власти королевства здесь изображены и два архитектора собора (Матиаш из Арраса и Петр Парлерж), а также пять руководителей строительства. Такая оценка самих создателей не была обычным явлением в средние века и говорит о предренессансном характере пражского двора Карла IV.
К сожалению, у некоторых скульптур отбиты носы. В 1619 г. протестантские фанатики пытались уничтожить их, сопровождая Фридриха Фальцкого на его коронацию чешским королем. Этот зимний король, избранный при восстании сословий (1619-20), не очень понимал любовь к искусствам чешских утраквистов, которые не были так радикальны, как последователи Жана Кальвина. Однако „чистку” собора попирателями традиции ему пришлось остановить. События восстания сословий изображаются на деревянных рельефах Бехтелера (после 1630), расположенных около Вальдштейнской часовни на противоположной стороне хоров и часовни Пернштейнская. Кроме прочего, здесь изображен общий вид Пражского Града и города той эпохи.
В отдельных часовнях пресбитерия сохранилась и часть оригинальных художественных украшений готическая настенная живопись со второй половины XIV в.: в часовне св. Креста Мадонна на троне среди ангелов, святых и донаторов, в часовне Вальдштейнской – Мадонна с донаторами, в часовне Влашимской -Мучения Христовы, обезглавливание св. Екатерины, св. Войтех, крещение св. Отилии и два изображения коленопреклоненного заказчика, архиепископа Яна Очко из Влашима, а в Сасской часовне – Поклонение трех нолхвов.