Третий двор является главным и самым крупным из четырех дворов Пражского Града. Собор Святого Вита, Вацлава и Войтеха стал его доминантой.
Третий двор Пражского Града (Tretí nádvoří Pražského hradu) скрывает множество загадок. Здесь можно прикоснуться к подлинной романской кладке XII века, скользя кончиками пальцев по прохладным камням, и думать о людях, живших на этих землях девять столетий назад.
Собор Святого Вита, Вацлава и Войтеха (Katedrála svatého Víta, Václava a Vojtěcha) нельзя рассмотреть полностью, хотя его острые шпили всегда присутствуют на горизонте, указывая туристам верное направление движения. Даже не специалисты узнают готический стиль в очертаниях собора. На шесть столетий растянулось время его строительства, и каждый век внес свои дополнения в первоначальный проект. Наиболее поздняя по времени пристройка относится к 1892 году. Архитектор Моцкер считал необходимым внести свою лепту в усовершенствование готических строений Праги. Он предложил дополнить собор двумя западными башнями. Моцкер обладал безусловным талантом стилиста и своими действиями придавал завершенность любой архитектурной конструкции.
Можно долго изучать бронзовые многофигурные барельефы на воротах собора. Центральная часть посвящена хронологии строительства. Все значимые события, начиная с 925 до 1929 года, нашли свое отражение в скульптурных образах. Святой Вацлав присутствует на правой створке священных врат. Левая посвящена епископу Войтеху. Художник изобразил апофеоз жизненного пути известного миссионера, гибель которого связана с одной из просветительских поездок по прибалтийским землям.
Карл IV решил построить собор на том месте, где прежде было капище, посвященное идолу Святовиту, которого чехи почитали в качестве верховного божества языческого пантеона. Нечестивое место пытались освятить еще в романский период, заложив на нем базилику, ее остатки до сих пор виднеются сквозь решетку собора, как и фрагменты ротонды Вацлава, датируемой 935 годом. В легенде об идоле Святовите упоминается, что он был неравнодушен к жертвоприношениям, у его подножия нашли свою смерть сотни черных петухов. Кровь жертвенных птиц, по мнению суеверных язычников, способствовала исполнению желаний. Вацлав решил выбрать христианским покровителем этой местности святого с именем, созвучным наименованию идола. Часовню посвятили святому Виту. И прихожане привыкли в день его праздника приносить в церковь вино и сладкие калачи, оделяя приношениями неимущих членов общины.
Собор Святого Вита во все времена позиционировали как главную святыню Града, а следовательно и всей Праги. Карл IV приложил массу усилий для начала строительства, Архитектором выступил именитый француз Матье из города Арраса. Император увлекался торговлей индульгенциями, жёстко контролировал сбор налогов, направляя все полученные средства на строительство.
После смерти Матье проект перепоручили юному Петру Парлержу. 24-летний зодчий из Кельна построил нижний ярус главной башни, галереи верхней капеллы и еще множество сложных архитектурных изысков, за что и заслужил право быть погребенным в стенах собора по соседству со своим предшественником. Строительство продолжалось вплоть до смутного времени Гуситских войн, сыновья Парлержа унаследовали талант отца и продолжили его дело.
Если посчастливится, то можно услышать голос колокола «Зикмунд». Он считается самым большим в Чехии. Невероятно искусными были часовщики при Рудольфе II, двойной циферблат башенных часов демонстрирует два временных формата.
Сюжет Страшного суда был излюбленным мотивом средневековых художников. Мозаика на южных Золотых воротах создавалась в XIV в. Стекло и золотистая смальта имеют венецианское происхождение. Мозаичное панно бережно восстановлено и переливается в лучах заходящего солнца теплыми бликами, как и задумывали авторы в далеком 1370 году. Надвратная решетка неожиданно выполнена в несвойственной христианству манере. Она состоит из переплетений зодиакальных символов. Конечно, есть и иные странности, например, химеры, ползущие по внешним стенам собора. Они видимо выполняют не символическую, а утилитарную функцию и служат декоративными водостоками.
Внутри собора вдоль стен стоят многочисленные бюсты членов королевской семьи. Но особенную художественную ценность представляет изображение Парлержа. Его принято считать первой попыткой европейского скульптурного автопортрета.
Собор является так же усыпальницей императорской фамилии и выдающих граждан, которые в разное время удостоились чести покоиться у святых стен. Туристы медленно бродят в полумраке, рассматривая образцы церковной утвари, алтарные скульптуры. Проход внутрь здания доступен только в сопровождении экскурсовода.
Интересна манера оформления некоторых стен собора: в композиционное пространство росписей вмонтированы крупные полудрагоценные камни. Они придают несколько загадочное сияние потемневшей от времени живописи.
Строго охраняется палата с коронационными реликвиями. Говорят, что ключи от этого секретного помещения есть только у президента, городского мэра и архиепископа.
Ближайший к нам по времени памятник посвящен жертвам Первой мировой войны. Обелиск из цельного куска гранита стоит перед собором. Его еще называют Монолит Плечника (по имени автора). Предполагалось, что обелиск будет большего размера, но при транспортировке он был поврежден, и пришлось увенчать художественные обломки золотой пирамидой.