Город Велеград – это место становления Великой Моравии – первого славянского государства. Велеград – это южноморавский Вифлеем, духовный центр Чехии. В этом маленьком городке зародилась история чешского христианства. Ежегодно сюда приезжает поток паломников, насчитывающий десятки тысяч человек.


Базилика Вознесения Девы Марии и святых Кирилла и Мефодия (Bazilika Nanebevzetí Panny Marie a svatého Cyrila a Metoděje), Велеград

Базилика Вознесения Девы Марии и святых Кирилла и Мефодия (Bazilika Nanebevzetí Panny Marie a svatého Cyrila a Metoděje), Велеград, фото jidhash

Город Велеград (Velehrad) – это место становления Великой Моравии – первого славянского государства. Велеград – это южноморавский Вифлеем, духовный центр Чехии. В этом маленьком городке зародилась история чешского христианства. Ежегодно сюда приезжает поток паломников, насчитывающий десятки тысяч человек.

В 863 году из Греции в Велеград прибыли братья Константин Философ (Кирилл) и Мефодий – христианские проповедники, подвижники, просветители. В 2013 году Чехия отметила юбилей этой памятной даты – 1150 лет со времени прибытия святых братьев в Великую Моравию. Юбилейные мероприятия проходили под эгидой ЮНЕСКО.

Великая Моравия

Великоморавское княжество образовалось в IX столетии. Князь моравский Моймир I свёл воедино разрозненные племена, жившие в долине Моравы, собрав их в общее государство со столицей в Микульчице и важным центром на месте сегодняшнего Старе Место. Княжество было обширным: оно включало часть территорий Сербии и Словении, западные венгерские, восточные австрийские земли; владения Чехии и Словакии. Великая Моравия в духовной сфере находилась под безраздельным влиянием римской церкви. Официальным языком церковников была в то время латынь.

Население перечисленных территорий в большинстве своём составляли славяне: простые посадские люди, земледельцы, язычники. Они поклонялись своим богам, говорили на собственном языке – праславянском.

Распространение христианства

С начала IX столетия среди славян среднеевропейских земель постепенно всё шире распространялось христианское учение. Чешские князья были крещены в баварском Регенсбурге. Языками богословия того времени считались только латинский, греческий и древнееврейский. Народу непонятны были чуждые культовые ценности, которые немецкие духовники проповедовали на чужом языке. Отсюда происходило резкое отрицание христианского вероучения простыми славянами.

Князь Ростислав, который хотел достичь культурной, политической и духовной независимости своего народа от Римской империи, решил изменить ситуацию. Он отправил послов в Константинополь, к Михаилу III – императору византийскому. Ростислав просил делегировать на землю моравскую проповедников, которые смогли бы донести до народа правую христианскую веру, используя язык, доступный славянам.

В ответ на княжескую просьбу архиепископ Константинопольский направил в великоморавские земли несколько миссионеров. Во главе миссии встали Кирилл (Константин Философ в миру) и Мефодий. Братья уже имели опыт подобных миссий в восточных и южных славянских землях, к тому же мать их была славянкой. На основе известной им письменности восточных славян они создали новую азбуку (глаголицу) и использовали её для перевода богословских книг. Для разработки нового алфавита они заимствовали греческие, древнееврейские буквы, а также придумывали новые письменные знаки.

Святые братья стали учителями народа. Они обучали славян чтению и письму, на основе азбуки-глаголицы и старославянских наречий разрабатывали старославянский язык. Так были переведены литургические тексты и Библия. Это вызвало недоверие у римского высшего духовенства. Братья должны были предстать перед папой Римским, и тогда они проявили себя дальновидными дипломатами.

После того, как папа Адриан II получил в дар мощи св. Климента, обретённые Константином в херсонесской миссии, он одобрил переведённые литургии и Библию и дал благословение на ведение проповедей на старославянском наречии. Папским указом Мефодий был рукоположен в сан епископа Великоморавского.

В этой поездке Константин тяжело заболел. Он успел принять схиму, получил духовное имя – Кирилл. Вскоре после этого он скончался. Перед смертью схимник Кирилл завещал брату продолжать дело просвещения народов и борьбы за славянскую книжность. Кирилла похоронили в Риме. В Великую Моравию вернулся только Мефодий с несколькими последователями.

Жители Великоморавского княжества с интересом отнеслись к богослужениям на понятном языке и потянулись в храмы. Церкви с традиционными латинскими богослужениями постепенно пустели. Католические священники теряли влияние на народ, это вызывало их озлобленность.

Братьев-проповедников начали обвинять в распространении ереси, в отходе от основ христианства, в нарушении сложившихся веками церковных законов (тогда ещё не было официального деления на церковь православную и католическую). Архиепископ Зальцбургский в своё время получил от Карла IV права не только на моравскую церковь, но и на сбор десятины по всем землям моравским. С этих земель он имел третью часть доходов и совершенно не хотел их терять.

Баварские священнослужители всячески препятствовали деятельности Мефодия, чинили запреты на рукоположение его последователей в сан священников. Мефодий отвергал их происки. Он лично крестил князя Брживоя и жену его – Людмилу. Постепенно запреты были отменены.

В 870 году Мефодия обвинили в захвате земель, подчинённых духовенству Баварии. Баварское епископское собрание измыслило ложное обвинение против Мефодия, приказав бросить его в тюрьму вместе с соратниками и учениками. Заключение было страшным, условия – крайне тяжёлыми. Папа Римский вмешался в творящееся на моравской земле беззаконие. Мефодия освободили, вернув ему епископские права. Его деятельность с того времени была признана канонической. Он до самой смерти продолжал свою миссию.

Почитание памяти святых братьев в Чехии

Братья-просветители, равноапостольные Кирилл и Мефодий, считаются святыми покровителями Моравии. С 1980 года по воле Папы Иоанна Павла II они были объявлены покровителями Европы. До сих пор на территории бывшего Великоморавского государства сохранились памятники подвижничеству Кирилла и Мефодия. Небольшие города Микульчице, Велеград, Старе Место свято хранят память великих христианских подвижников.

Сейчас доподлинно неизвестно, где именно стоял тот первый южноморавский город Велеград при жизни святого Мефодия. Неизвестно также, где похоронен епископ (считается, что его первое захоронение было на территории старинного собора в Микульчице, а затем прах был перенесён в один из дунайских монастырей). Сегодня Велеградом называют паломническое место возле города Угерске Градиште.

Живыми традициями христианства пронизаны все эти земли. По паломническим маршрутам ежегодно проходят тысячи верующих, чтобы помолиться в базилике на Велеграде. В 1990 году Велеградскую базилику почтил визитом понтифик.

5 июля, ежегодно, здесь проходят торжества, всенародные чествования великих святых братьев. Эта традиция пережила даже непростые коммунистические времена. Для чехов, которым не свойственно излишнее религиозное рвение, это удивительно – однако День Кирилла и Мефодия стал самым массовым и любимым в народе церковным праздником. Теперь это и государственный праздник, внесённый в церковные и светские календари.

В Чехии создано несколько памятников святым братьям, первоучителям, апостолам. Две конфессии: православная и католическая – причислили их к лику святых. Самая красивая скульптура стоит возле часовни, носящей их имена, на легендарной горе Радгошть. Как гласит предание, на этой горе братья-миссионеры установили первый христианский крест после свержения столпов язычества.

Скульптура Святых Апостолов Кирилла и Мефодия

Скульптура Святых Апостолов Кирилла и Мефодия

Велеград
687 06 Velehrad, Чехия
velehrad.eu

Как я экономлю на отелях?

Все очень просто – ищите не только на букинге. Я предпочитаю поисковик Hotellook. Он ищет одновременно на Booking и на 70 других сайтах бронирования.

Отели со скидкой здесь

Необычные экскурсии:

Посмотреть все →


Оставить комментарий