Подземелье собора хранит остатки старых построек и часть могил чешских королей и их жен. Остатки восточной крипты св. Космы и Дамиана (krypta sv. Kosmy a Damiána) – то, что сохранилось от романской базилики XI в., но сегодня можно наблюдать и найденные части кладки южной и северной апсид ротонды св. Вита, построенной св. Вацлавом в 925 г. […]
Подземелье собора хранит остатки старых построек и часть могил чешских королей и их жен. Остатки восточной крипты св. Космы и Дамиана (krypta sv. Kosmy a Damiána) – то, что сохранилось от романской базилики XI в., но сегодня можно наблюдать и найденные части кладки южной и северной апсид ротонды св. Вита, построенной св. Вацлавом в 925 г. Королевская усыпальница (Královská hrobka) возникла в конце XVI в., когда она была встроена в остатки романских зданий капитула св. Вита. Ее сегодняшний вид – результат оформления К. Рошкота (1928-35). Самое почетное место принадлежит Карлу IV (|1378), но похоронены здесь и другие: его сын Вацлав IV (1419) со своей супругой Жанной Баварской, короли Ладислав Погробек (1457), Йиржи из Подербрад ( 1471) и в оригинальном богато украшенном оловянном гробу Рудольф II (1612). После смерти гениального Петра Парлержа (1399) строительство заметно замедлилось, а после начала гуситских войн (1420) полностью остановилось.
Следующие века только дополняли собор. Ягеллоны построили позднеготический Королевский ораторий, строительства руководил Йозеф Моцкер (до 1899 г.), а после него Камил Гилберт, которые несмотря на „реставраторские” практики того времени действовали по мере возможности тонко и осторожно. Завершение строительства собора дало возможность реализации и современным чешским художникам: Королевский ораторий (Královská oratoř) (1493), а при Габсбургах возник ренессансный Королевский мавзолей (Královské mauzoleum) с могилами Фердинанда I, Анны и Максимилиана И. После 1584 г. перед временным западным фасадом выросла многоугольная часовня св. Войтеха в стиле позднего ренессанса, которая была снесена при достройке собора с 1873 по 1929 гг. Барокко украсило собор, например, серебряным надгробием Яна Непомуцкого (náhrobek sv. Jana Nepomuckého) (1733 – 1736).
Позади главного алтаря находятся могилы первых епископов и статуя кардинала Шварценберга (náhrobek kardinála В. Schwarzenberka) (1892-95), работа Йозефа Вацлава Мысльбека, оригинальный символистический алтарь в стиле модерн – работа скульптора Фр. Билека (oltář od Fr. Bílka) (1899 и 1927). Витражи работы Фр. Киселы, М. Швабинского, А. Мухи. Собор св. Вита – это не только метрополитный храм пражских архиепископов, но и коронационный храм, и место захоронения чешских правителей. Собор в Пражском граде – символ чешской государственности и веры, независимо от конфессиональных разделений, потому что почтение к св. Вацлаву всегда объединяло чешских протестантов и католиков.