Технический музей Театра обладает наиболее полной коллекцией, посвященной феноменальному чешскому автомобильному производителю. Рекомендую его посетить всем ценителям автостарины.
В моравском городке Копршивнице (Kopřivnice), что находится в предгорьях Татр на востоке Чехии, работает автозавод «Татра», выпускающий знаменитые грузовики. В современном здании в центре города открыт Технический музей Татра (Technické muzeum Tatra).
С чего все начиналось
История «Татры» началась в 1850 году, с мастерской по изготовлению экипажей, открытой Игнацем Шусталой. Город тогда назывался Нессельдорфе. А через 10 лет фирма уже имела филиалы не только на территории Чехии, но и в Вене, Берлине, Вроцлаве, Киеве и Черновцах.
В 1882 году успешная каретная мастерская была расширена до размеров фабрики – государству понадобились железнодорожные вагоны. Компанию назвали «Nesselsdorfer Wagenbau-Fabriksgesellschaft».
Первый автомобиль, а точнее – самоходную коляску под названием «Präsident», фабрика выпустила в 1897 году. Через год состоялся первый пробег «Президента» между Нессельдорфом и Веной. Сейчас это легендарное авто встречает туристов у входа (для местного музея умельцы с «Татры» создали реплику автомобиля, а подлинная машина выставлена в пражском Национальном техническом музее).
За «Президентом» последовали другие модели, в их числе – первый грузовик «тип B» с кузовом «тонно». В 1918 году был учрежден знак Tatra, а в 1921 году переименовали компанию. В 1919 году на завод пришел работать талантливый инженер Ганс Ледвинка, который разработал уникальное шасси с «хребтовой рамой», ставшее принципиальной особенностью «Татр» последующих моделей.
В годы II Мировой войны «Татру» активно использовала армия Вермахта. Именно тогда трофейные чешские грузовики впервые появились в СССР. После войны советские власти стали закупать тяжелую полноприводную «Татру-111» и легковые машины; образцы этой техники представлены сейчас в экспозиции.
С 1951 года предприятие прекратило выпуск вагонов. С производственных линий сходили только грузовики и автомобили представительского класса. Одна из машин была создана лично для товарища Сталина, однако вождь не ездил в кабриолетах. Он опасался покушений и предпочитал закрытые бронированные авто. «Сталинскую Татру» вернули чехам, и теперь она экспонируется в музее.
В 1971 году завод отказался от производства легковых автомобилей и полностью сосредоточиться на выпуске тяжелой грузовой техники. Тяжелые грузовики Tatra известны высокой надежностью, превосходными эксплуатационными качествами, проходимостью в труднодоступных местах и в суровых климатических условиях. В 1998-2001 гг. чешский гонщик Карел Лопрайс на грузовике Tatra 815 стал шестикратным победителем гонки Ралли Дакар.
Инженеры и конструкторы Tatra добилась значительных успехов в разработке собственных двигателей с непосредственным воздушным охлаждением.
Музей легендарного автомобильного завода
Всего в экспозиции музея представлено шестьдесят единиц техники: грузовой, легковой, малолитражной, гоночной, экспериментальной. Среди экспонатов есть лимузины, пожарные машины, «скорая помощь», железнодорожные вагоны и даже аэроплан. Уникальный объект экспозиции: два фургона, участвовавшие в кругосветном путешествии Зикмунда и Ганзелки (1959–64 гг.). В музее есть и другие экспедиционные и раллийные автомобили.
Экспозицию дополняют двигатели и шасси, миниатюрные модели автомобилей, проекты интересных изобретений, фотографии, документы, кинофильмы, призы с гонок и ралли, прочие артефакты истории предприятия Tatra.
Часы работы музея
ВТ-ВС 09:00 – 16:00.
Стоимость билета
Взрослый – 120 крон;
Льготный (дети до 15 лет, студенты, пенсионеры) – 85 крон.