В Испанском зале и Картинной галерее Пражского Града хранятся произведения искусства, которые раньше входили в коллекцию Галереи Рудольфа. Собрание это в конце XVI века создал император Рудольф II, настоящий ценитель живописи.
В Испанском зале и Картинной галерее Пражского Града хранятся произведения искусства, которые раньше входили в коллекцию Галереи Рудольфа. Собрание это в конце XVI века создал император Рудольф II, настоящий ценитель живописи.
В годы правления Рудольфа II значительные изменения были внесены в ареал Пражского Града, было построено северное крыло. На его первом этаже располагались придворные конюшни, западная часть которых уже использовалась Картинной галереей, а для коллекции скульптур над ними создали Испанский зал. Название этого парадного помещения прямого отношения к Испании не имеет. Зал назвали в честь любимых императором испанских коней. Галерея Рудольфа занимала три верхних этажах северного крыла и предназначалась для размещения императорских коллекций.
Рудольф II был умным и увлечённым, но замкнутым и эксцентричным человеком. Он не любил заниматься политикой и прямыми обязанностями правителя государства, зато питал страсть к оккультным наукам, слыл щедрым меценатом и покровителем искусств. Император собирал картины, доставал редкие экземпляры для своей Кунсткамеры, коллекционировал минералы, поощрял изыскания алхимиков. А ещё монарх любил породистых лошадей.
Испанский зал
Строительство ренессансного Испанского зала (Španělský sál) проходило в 1602–06 гг. Работой руководил архитектор Филиппи. Зал впечатляет своими размерами – длина 43 м, ширина 21, высота 12. По центру помещения был установлен ряд колонн, которые поддерживали расписной потолок. Настенные фрески были выполнены Хансом Вредеманом де Ври.
В эпоху барокко зал перестроили: колонны убрали, потолок сделали сводчатым. Позднее архитекторы К.И. Динценхофер и А. Лураго подняли на три метра уровень свода, сделав его прямым, декорировали потолок лепниной, создали новый роскошный паркет.
При Марии Терезии фасад Испанского зала оформили в стиле барокко. Был пристроен портик со стороны бастионного сада. В 1836 году в зале вновь уложили дубовый паркет, укрепили на стенах восемь огромных зеркал.
Вдоль Испанского зала во второй половине XVIII века создали клиновидный коридор. В 1865-1868 гг. в связи с коронацией Франца-Йосифа I, которая, кстати, не состоялась, зал последний раз реконструировали. Были установлены скульптуры-аллегории работы Винье: Промышленность, Наука, Торговля и Искусство. Облик зала в целом сохранился до нашего времени с 1868 года.
Галерея Рудольфа II
Помещение Рудольфовой галереи (Rudolfova galerie) было построено по проекту зодчего Д. Гарджиолли раньше Испанского зала – в 1597–98 гг. Вход в галерею находится на нижнем этаже в северном крыле. Пройти можно через вестибюль Карнака – под лестницей, ведущей в Парадные залы. Помещения галереи при последней реконструкции оформил Борек Шипек, служивший с 1992 года главным архитектором Пражского Града.
Галерея была основана Рудольфом II в конце XVI столетия. При жизни императора его коллекция насчитывала около трёх тысяч различных экспонатов. В ней содержались полотна многих великих живописцев; в коллекции редкостей хранились уникальный экземпляр Сатанинской библии, существовавший в одном экземпляре, и «волшебный фонарь» – предшественник современного кинопроектора. После смерти Рудольфа богатейшее собрание постепенно разбирали и продавали наследники. Так в Вену в качестве королевского имущества Габсбургов, когда туда перенесли резиденция императора Матиаса II, было перевезено много предметов искусства; некоторые были проданы на аукционах за смешные деньги (в 1782 «Праздник чёток» Дюрера — за 1 гульден, «Мадонну» Тициана купили за 2 гульдена). Большую часть экспонатов захватили шведы в 1648 году и вывезли из Праги.
В течение почти трёх веков собрание галереи Рудольфа неумолимо сокращалось. Пополнилось оно всего лишь один раз. Эрцгерцог Леопольд Вильгельм в 1650 г. купил для своего брата, Фердинанда III, в Антверпене более 500 картин из коллекции герцога Букингемского. Это были работы Рубенса, Фетти, Пуссена, Рембрандта и другие. Но произведения искусства продолжали регулярно вывозиться в Вену. В Праге остались только полотна в плохом состоянии, которые были помещены на хранение или переданы Обществу отечественных друзей искусства, основанному в 1796, для временного пользования.
Только в XX веке, после возникновения Чехословацкого государства, при поддержке фонда Масарика коллекцию вновь стали пополнять произведениями национального искусства Чехии XIX века.
Картинная галерея Пражского Града
В 1965 году для размещения шедевров коллекции, которую по традиции продолжали называть Рудольфовой, была открыта Картинная галерея Пражского Града (Obrazárna Pražského Hradu). Сейчас её собрание насчитывает более 4000 экспонатов, но для обозрения выставлена только малая часть – около четырёх сотен картин и рисунков.
Самые ценные произведения Рудольфовой галереи – «Туалет молодой женщины» кисти Тициана, «Бичевание Христа» работы Тинторетто, «Собрание богов Олимпа» Петера Пауля Рубенса. В экспозиции представлены картины Ханса Аахена, Доменико Фетти, Шпрангера, Веронезе, Бассано, других мастеров. Авторство некоторых полотен было установлено путём научного анализа.
Вход в галерею со II двора Пражского Града.
Работает ежедневно. В апреле-октябре 9.00 – 17.00, в ноябре-марте – 9:00 – 16:00.
Актуальную информацию по ценам на билеты смотрите здесь.
Испанский зал (Španělský sál)
Картинная галерея Пражского Града (Obrazárna Pražského Hradu)
Pražský hrad, 119 08 Praha 1, Чехия
hrad.czНа трамвае № 22 доехать до остановки Pražský hrad. Повернуть налево (перейти дорогу) и идти по улице U Prašného mostu, перейти через Пороховой мост. Войти во II двор Пражского града.