В мае 2012 года в столицу Чехии был возвращён цикл картин, подаренных Праге художником Альфонсом Мухой (Mucha Alphonse Maria). Двадцать полотен вернулись в Прагу после долгого спора с властями города Моравский Крумлов (Moravský Krumlov). «Славянская эпопея» (Slovanská epopej), которой мастер посвятил почти 15 лет жизни, признана памятником культуры – поэтому судьбу произведений определяла специальная комиссия […]
В мае 2012 года в столицу Чехии был возвращён цикл картин, подаренных Праге художником Альфонсом Мухой (Mucha Alphonse Maria). Двадцать полотен вернулись в Прагу после долгого спора с властями города Моравский Крумлов (Moravský Krumlov). «Славянская эпопея» (Slovanská epopej), которой мастер посвятил почти 15 лет жизни, признана памятником культуры – поэтому судьбу произведений определяла специальная комиссия Министерства культуры Чехии.
Полотна из цикла «Славянская эпопея» грандиозны, они поражают своими размерами. Рядом с этими монументальными картинами люди кажутся маленькими – видимо это ощущение и хотел вызвать у зрителя автор произведений.
Всю жизнь Муха был известен, как художник эпохи модерна. В своём историческом цикле он впервые выступает в качестве живописца-романтика. Эти картины написаны в академической манере, отличной от большинства предыдущих работ Мухи, выполненных в характерном для него орнаментальном плоскостном стиле.
Цикл «Славянская эпопея» повествует об истории славянских народов и о многих важных событиях, доказывающих их единство и общие корни. В сюжетах этих картин зритель видит события религиозного и культурного значения, батальные сцены и исторические эпизоды из жизни чехов, русских, поляков, болгар.
Четыре картины из двадцати посвящаются истории гуситской церкви. Полотно «Братская школа в Иванчицах» (Bratrská škola v Ivančicích) изображает процесс создания первой чешской Библии на родном языке (действие происходит в родном городе Мухи).
Можно упрекнуть Альфонса Муху в «перетягивании» сюжетов в сторону исключительно чешской истории. Впрочем, критики осуждали творца и за его панславизм – целенаправленное следование идее объединения славянских народов. Он искал идею единения славян, и она нашла отражение в кульминации «Славянской эпопеи» – полотне «После Грюнвальдской битвы» (Po bitvě u Grunwaldu) (1924 г.). Эта битва (её называют ещё: «битва под Танненбергом») произошла в 1410 году. Объединённое войско славян тогда одержало победу над рыцарями Тевтонского ордена.
О событии сегодня помнят только историки, и картина воспринимается зрителями не как эпохальное событие, а как отражение настроения творца. Это воплощённое страдание: трупы воинов, убитая лошадь на первом плане, поле брани, залитое кровью и ярким светом.
Полотно «Славяне на исконной родине» (Slované v pravlasti) (1912 г.) называют утопическим – никакой общей родины за много лет у славян не появилось. Кто-то видит на этой картине мистику и меланхолию, кому-то она кажется ожиданием бури. Мечты художников нередко обращаются в произведения искусства. Воплощённая мечта Альфонса Мухи о единении славян актуальна для каждого из нас.
Экспозиция расположена в Ярмарочном дворце (Veletržní palác), в Пражской Национальной галерее.