Прагу смело можно назвать «театральной» столицей – здесь существует множество сцен – больших и малых. Театр на Виноградах – старый, знаменитый, авторитетный. Идея его создания обсуждалась в культурных кругах столицы, начиная с конца XIX столетия.
Прагу смело можно назвать «театральной» столицей – здесь существует множество сцен – больших и малых. Театр на Виноградах (Divadlo na Vinohradech) – старый, знаменитый, авторитетный.
Идея его создания обсуждалась в культурных кругах столицы, начиная с конца XIX столетия. Был объявлен конкурс на проект театрального здания. Победил проект архитектора Алоиса Ченски. Театр на Площади Мира (Náměstí Míru) построили за два года (1905-07 гг.). Грандиозную постройку возводили под руководством Йана Маджера и Джозефа Весели, слева от костёла Святой Людмилы. Трёхэтажное здание из жёлтого кирпича было построено в стиле модерн. На фасаде над главным входом были установлены огромные статуи крылатых ангелов. Скульптурами и античными колоннами были украшены балюстрады второго и третьего этажа.
Театр распахнул двери 24.11. 1907 года. В тот день давали «Годиву» Ярослава Врхлицкого. Восторг публики был вызван не только премьерой, но и роскошной росписью свода зрительного зала, и театральным занавесом в стиле «сецессион» (это уникальное произведение прикладного искусства было создано Владимиром Жупанским).
В первые годы существования театр представлял зрителям оперные и драматические спектакли. Так продолжалось двенадцать лет. Позднее оперная труппа под руководством О. Острчила покинула театр, осталось только драматическое направление. Худруком в то время был Ярослав Квапил. В период 1921-25 гг. в труппе работал писатель Карел Чапек. Он выполнял обязанности заведующего литературной частью, сотрудничал с театром как постановщик и драматург.
С 1922 г. здание театра Королевские Винограды перешло в ведение мэра столицы. Директором назначили Яна Бора. К тому периоду относятся многочисленные постановки классических пьес – в том числе и спектакли по Достоевскому. На сцене шли салонные комедии и выдающиеся образцы мировой драматургии.
В предвоенный период директором театра служил Ян Бедржих. Его уволили в 1940 году, а вскоре был закрыт и театр. Нацисты приспособили здание для своих нужд – в нём показывали кино. Были уничтожены прекрасные интерьеры – немецкие деятели презирали славянское искусство. Погибли или попали в фашистские лагеря некоторые сотрудники театра.
Художественный руководитель драматической труппы – Франтишек Гоц сумел сохранить коллектив. Несколько лет актёры играли в театре эстрады Карлин и собирали полные залы. Труппа вернулась в старое здание вместе с Победой – в мае 1945-го. Театр быстро отремонтировали, и в июне возобновилась творческая работа.
Начиная с 1950 г. до середины 60-х театр находился в ведении чешского министерства обороны. В те годы он носил имя Центрального театра Чехословацкой армии и представлял на сцене идеи социалистического реализма. Изменить положение удалось новому руководителю – Франтишеку Павличеку. Театру вернули историческое название; коллектив вновь получил относительную свободу творчества.
Театр на Виноградах и сегодня встречает публику. Главный зал рассчитан почти на 800 человек. Шестьдесят зрителей принимает малая сцена. Директор труппы выбирается на конкурсной основе. Сегодня этот пост занимает актёр и политик Томаш Тёпфер.
Театр на Виноградах (Divadlo na Vinohradech)
Náměstí Míru 1450/7 120 00 Praha 2-Vinohrady, Česká republika
divadlonavinohradech.comЕхать трамваем 10, 16, 51 до остановки Náměstí Míru