Большое спасибо за рассказы, присланные на конкурс “История моего путешествия” мне на e-mail: venagid.ru@ya.ru. Сегодня – отчет Галины Власовой о поездке в Чехию,  Венецию, Дрезден и Вену. Итак, на свое 60-летие я решила подарить себе мечту. В 2004 году я впервые побывала в Праге и с тех пор мечтала вернуться, так чтобы не бегать за […]

Прага. Набережная и рестораны на воде

Прага. Набережная и рестораны на воде

Большое спасибо за рассказы, присланные на конкурс “История моего путешествия” мне на e-mail: venagid.ru@ya.ru.
Сегодня – отчет Галины Власовой о поездке в Чехию,  Венецию, Дрезден и Вену.

Итак, на свое 60-летие я решила подарить себе мечту. В 2004 году я впервые побывала в Праге и с тех пор мечтала вернуться, так чтобы не бегать за экскурсоводом, а походить по улочкам не спеша. И еще одна знакомая похвасталась, что весной съездила в Карловы Вары и оттуда посетила с автобусной экскурсией Вену и Дрезден. И я стала собирать информацию, искать контакты, словом, активно готовиться.

Вскоре и попутчица нашлась – моя бывшая одноклассница. В Сети отыскался контакт – русский, студент Пражского университета, подрабатывающий оказанием различных услуг туристам. Он предложил размещение в отеле, где работал раньше, организацию экскурсий, встречу в аэропорту и прочее по мелочи. Его советы и помощь оказались нелишними – была составлена программа пребывания, подобран и т.д. Алексей сообщил также, что из Праги можно дешево слетать во многие европейские города компанией «Виззэйр». Я посмотрела соответствующий сайт и выбрала Венецию – цена оказалась привлекательной.

Визу решили оформлять через представительство МИД РФ в Архангельске. Билеты я покупала через испытанный уже Озон. Тревел (через Вену – так оказалось дешевле), ваучеры на проживание прислал Алексей, страховку оформили в «Югории», анкеты для визы нашли в Интернете. В визовом отделе представительства МИД нам сказали, что анкеты у нас не той формы, потому что они посылают документы в консульство в Санкт-Петербурге, а там анкеты несколько проще. Заполнили «те» анкеты, сотрудники отдела заверили, что «не видят причин для отказа». А коли так, то уже можно купить билеты Прага – Венеция.

Итак, план разработан: прибытие в Прагу утром 17 сентября, поселение в отель, первая прогулка, обмен валюты, обед и прочее. 18 сентября – экскурсия в Чешский Штернберг и Кутну Гору. 19 сентября – обзорная по Праге, после обеда – как получится. С 20 по 22 сентября – Венеция. 23 сентября я еду в Дрезден, а Ирина, поскольку она там была, отправляется в Карловы Вары. 24 сентября – Чешский Крумлов и замок Глубока-над-Влтавой, 25 сентября самостоятельно на электричке едем в Карлштейн, 26-го – Вена, 27 сентября мы отвели на свободное времяпровождение и шопинг, и 28-го утром – обратный вылет. Скучать некогда!

Дальше все шло по плану. Поездом до Москвы, автобусом в Домодедово, короткая ночевка в аэропорту. В Швехате (Вена) мы провели всего часа полтора, и около 11 часов уже прибыли в Прагу. Встреча – отель – обмен валюты (на Панской улице – и центр, и тихое место) – первый обед с пражским пивом! Алексей еще из отеля заказал для нас трапезу по какой-то акции – по льготным ценам.

Прага. Писающие мальчики около музея Кафки

Прага. Писающие мальчики около музея Кафки

Поели-попили, потом пошли смотреть Прагу, гидом выступал опять-таки Алексей. Прошли извилистой улочкой до Карлова моста, по мосту – не спеша, рассматривая то, что нам интересно: художников, кукольника с марионетками, музыкантов… Обратили внимание на остров Кампа, где находится музей Кафки, и протоку с интересным именем Чертовка. Потом спустились на остров, дошли до двора музея, посмотрели на «писающих мужчин» – весьма оригинально. Толпы туристов всюду, фотографировать очень сложно. Недалеко находится и самая узкая улочка со светофором, где красный загорается, когда из пивнушки выходит и поднимается по ступенькам очередной посетитель. Зашли в сад Сената – Алексей сказал, что это место понравилось его бабушке. Мы с бабушкой согласились – очень красиво! Сады, фонтаны, бассейны с большими рыбами и скульптурами из греческой мифологии, газоны, по которым расхаживают павлины, и Стена, будто из натеков сталактитов. А в укрытиях Стены – филины! Их почти не видно, настолько они сливаются с фоном.

Прага. Филин в Стене

Прага. Филин в Стене

Поехали в отель, по пути познакомились с системой проезда на общественном транспорте Праги. Покупается единый проездной билет, он действует на всех видах транспорта: метро, автобус, трамвай и даже электричка. Стоимость зависит от времени пользования (30 минут – 24 кроны), а если на электричке, еще и от зоны. Билет покупается в автоматах, для них нужны монеты (не купюры), при необходимости автомат дает сдачу. При прохождении через турникет надо сунуть билет в прорезь, там отпечатается время, от этой минуты и идет отсчет. А рамок никаких нет, проход между турникетами свободный. В метро вагоны наши, Мытищинского завода, правда переделанные и модернизированные. Дверь открывается нажатием кнопки, везде — и в вагонах и на станциях — есть информация о сети метро, объявление о следующей остановке можно услышать и увидеть на бегущей строке в вагоне. А еще на всех станциях есть подробные карты Праги с привязкой к станциям. В центре города из метро выходов много, все очень удобно, можно ездить, не зная языка.

Прага. Пропусти пешехода

Прага. Пропусти пешехода

Вечер мы провели в прогулке по окрестностям вокруг отеля. Удобно – рядом метро, большой универсам «Харфа», спортивный центр О2, автовокзал. И тут же — промышленные предприятия. И никаких дымящих труб, тихо, спокойно. И, конечно, маленькие улочки с пивнушками, магазинчиками…

На следующий день нам предстояла поездка в замок Чешский Штернберг и городок Кутна Гора. Сбор туристов на все выездные экскурсии традиционно «под хвостом» — у памятника святому Вацлаву на площади его же имени. Добраться очень просто: до станции метро «Музеум», а там несколько выходов, надо смотреть выход на Вацлавскую площадь. Конную статую и фонтан видно отовсюду. Подходишь к человеку с табличкой туроператора, называешь свою фамилию: ты в списке – проходи в автобус.

Генеалогическое древо Штернберков

Генеалогическое древо Штернберков

Чешский Штернберг. Историческая справка: замок был основан в 1241 году Здеславом из рода Дивишей. Слово «Штернберг» означает «звезда на горе», и владельцы со временем взяли это имя. У замка есть реальные владельцы, глава семьи довольно престарелый, уже удалился от дел, его сын в Чехии не живет, и управление замком планируется передать внучке. В отличие от большинства замков Чехии этот за всю свою историю (760 лет!) не уходил в чужие руки, нынешний хозяин – потомок самого первого Штернберга, который его построил. Только коммунисты в 1949 году посмели отобрать замок, и хозяин вышел из положения достойно — он предложил новым властям: вам ведь все равно нужен кто-то, чтобы присматривать за хозяйством, в том числе водить экскурсии, так давайте я это буду делать. И занимался этим постоянно, даже когда в 1992 году замок вернули владельцам (только недавно отказался в связи с преклонным возрастом). И один стиль, принадлежность одному семейству чувствуется во всем. В одном из залов на стенах нарисовано генеалогическое древо Штернбергов, а основанием в нем служит нынешний хозяин в детстве.

Следующий объект внимания — Кутна Гора. Первая остановка – в предместье под названием Седлеце. Здесь находится знаменитая на всю Европу Костница – церковь, все внутренне убранство сотворено из человеческих костей и черепов. Монастырь здесь существовал с 1142 года, соответственно, кладбище тоже. А в 1278 году аббат этого монастыря вернулся из паломнической поездки в Палестину и привез земли из Гефсиманского сада, которую и рассыпал здесь. И с тех пор эта земля стала считаться святой, и не только чехи, но и чужестранцы стремились упокоиться именно здесь. В 1318 году в Европе свирепствовала эпидемия чумы, и на здешнем кладбище было похоронено 30 тысяч человек, и оно тогда занимало три с половиной гектара. Потом были гуситские войны, Ян Жижка казнил инакомыслящих монахов, потом битвы… Хоронили новых покойников, а старые кости выгребали и складывали в нижнюю часовню, где и была создана Костница. В основном ее интерьер создал резчик по дереву Франтишек Ринт со своими родными. Есть даже его автограф, созданный тоже из костей. И герб Шварценбергов, и люстра, и пирамиды – все здесь из человеческих останков, обработанных хлорной известью. Конечно, посмотреть на все это стоит, зрелище незабываемое, но оставляет гнетущее впечатление.

Кутна Гора. Здесь чеканили монеты

Кутна Гора. Здесь чеканили монеты

Следующий пункт маршрута – город Кутна Гора и собор святой Варвары (Барбары) в нем. Существует легенда: одному монаху пришлось заночевать в чистом поле, прилег он на землю, заснул, и приснились ему три серебряных прутика, торчащие из земли. Утром он обозначил место ночевки собственной рясой и потом вернулся с подмогой. Стали копать – и обнаружили богатое месторождение серебра. Само название «Кутна Гора» никакого отношение к горам не имеет, а означает монашескую рясу. Город вырос благодаря залежам серебра, в раннем средневековье местные шахты были одним из самых крупных источников серебра в Европе. Здесь чеканили пражский грош, в свое время бывший основной и самой твердой валютой в Европе. А потом – опять же гуситские войны, город дважды сожгли, шахты закрыли… Со временем ближние залежи выгребли, то, что оставалось, добывать стало труднее, и городок зачах. Для туристов это и хорошо: здесь сохранилось очарование средневековья.

Теперь о соборе святой Варвары. Это второй (после собора святого Вита) по значимости и величине готический храм Чехии. Святая Варвара – покровительница горняков. Строили собор о-о-о-очень долго: начали в 1388 году (потом опять же гуситские войны, отсутствие финансирования…), вчерне окончили в 1547 году, а окончательно свой вид собор обрел только в конце 19-го – начале 20-го века. Особенность собора – шатровые купола, не характерные для готического стиля. Посмотрели собор, прошлись по террасе Иезуитского колледжа, которую многие сравнивают с Карловым мостом в Праге – здесь установлены прекрасные скульптурные композиции двенадцати святых иезуитов, а по другую сторону парапета – виноградники. Грозди – на расстоянии вытянутой руки! По улочкам средневекового города мы спустились с холма, посетили Влашский двор – именно здесь чеканился знаменитый пражский грош. На этом деловая часть экскурсии завершилась, далее – свободное время на обед с кружечкой темного или светлого – на выбор – и на покупку сувениров.

На следующий день была запланирована экскурсия по Старому городу Праги, а потом – по обстоятельствам. О Старом Месте написано уже столько, что не хочу повторяться. Можно останавливаться на каждом шагу – у любого дома своя история, своя особинка. После окончания экскурсии мы вернулись на Староместскую площадь, прошли с англоязычной экскурсией по Ратуше (от подвалов и пыточных камер до башни с трубачами и знаменосцами). А потом мы направились в один из особняков на Староместской – на выставки двух художников, так сказать, попытались впрячь в одну телегу коня и трепетную лань. На разных этажах демонстрировались работы Сальвадора Дали и Альфонса Мухи. Картины и скульптуры Дали – удар по мозгам, явственно чувствуешь, как едет крыша. А затем мы поднялись на этаж выше. И после эпатажа Дали, слонов на муравьиных длинных ногах – виньеточки, цветочки, дебелые дамы в народных костюмах, роскошная Сара Бернар на афише… Даже некоторая слащавость. Как оказалось, Муха не чурался «мелкого» заработка – занимался и декорациями, и афишами, и конвертами-открытками, и календарями, рисовал даже эскизы почтовых марок и денежных купюр. Словом, прикладное искусство (и в этом пропасть разделяет его и Дали).

Опустошенные и обогащенные одновременно, мы поехали домой. Надо это все переваривать, а у нас завтра о-о-очень ранний подъем – вылет в Венецию в шесть утра, значит, до пяти надо быть в аэропорту. С трансфером в аэропорт получился казус. Когда я покупала билеты до Венеция авиакомпании Виззэйр, среди прочих доплат мне было предложено заказать и оплатить трансфер из отеля в а\п и обратно. Я заказала, а за три дня до нашего выезда из Архангельска пришло письмо по электронке – подтверждение трансфера. И там написано удивительное: ваш рейс в шесть утра, машина придет… в 7.15! Я написала в авиакомпанию (ответом на их письмо): как это так – вылет в шесть, а машина – после семи? На следующий день пришло еще одно подтверждение, в котором значилось, что машина придет в четыре часа.

Венеция, в центре Часовая башня

Венеция, в центре Часовая башня

Прилетели в Венецию в начале восьмого. Отель у нас забронирован на континенте (на острове все очень дорого – и отели, и питание), заселяться надо не раньше середины дня, поэтому мы решили сначала отправиться на остров, прогуляться. Касса, в которой надо покупать проездной, была закрыта, пришлось ждать. Почем проездной? Расчет простой: разовая поездка стоит 5 евро, проездной на день – 18 евро, на два дня – 28, на три – 33 евро. А ездить нам предстояло много. Нам был нужен проездной, действующий на автобус (с континентальной части на остров) и на вапоретто – теплоходики, снующие по каналам самой Венеции. Поэтому обращаться нужно к компании ACTV. Покупали билет мы в 8 часов утра, вылетать нам предстояло через два дня в 11 утра, вот из-за этих трех часов и пришлось покупать проездной на три дня. Откатали мы его по полной программе: не заморачиваясь, в любом случае садились на вапоретто, даже если надо было пересечь канал. А как же иначе его пересекать?

Венеция. Дома такие разные

Венеция. Дома такие разные

В Венеции несколько маршрутов вапоретто, на некоторых ездят в основном туристы, некоторые служат «рабочими лошадками» для населения. И конечно, незаменима здесь карта города с маршрутами автобусов и вапоретто. Автобус доставил нас на автостанцию Пьяццале Рома. Отсюда нам путь на вапоретто № 2 до Пьяцца Сан-Марко – главной площади Венеции. Маршрут №2 вапоретто – круговой, можно ехать по Canal Grandе, можно вкруговую – по Canal della Giudecca (Джудекка). Мы сели на причале, который первым попался на глаза, и поехали по второму варианту. Зато полюбовались нестандартной Венецией: маршрут начинается с порта, где стоят круизные и все прочие суда, зашедшие на стоянку. Были среди них и шикарные яхты, и океанские лайнеры, и парусник – судя по виду, научно-исследовательский. За те два дня, что мы были в Венеции, суда сменялись – приходили одни, уходили другие. Однажды видели даже океанский лайнер класса люкс «Куин Виктория» – одиннадцать палуб только надстройка!

Когда-то это был мост Вздохов

Когда-то это был мост Вздохов

Про Венецию тоже очень много написано, поэтому здесь – только несколько слов. Впечатление в целом двойственное: великолепная архитектура, живопись (даже в скромных церквах можно увидеть творения великих художников) – и стены, тронутые тленом, и изъеденные столбы причалов; засилие рекламы (например, Мост Вздохов – в рамке из огромного рекламного щита); отношение к туристам как к дойной корове. Разница в ценах (в магазинах, на размещение в отеле и т.д.) на острове и на материке – в разы! И настоящая Италия – за пределами острова!

В Прагу мы вернулись как домой. Следующий день мы проводили раздельно: Ирина поехала в Карловы Вары, а я – в Дрезден. Ехать около двух часов, граница обозначена чисто номинально, нас никто не останавливал, не проверял. Но правило – брать с собой паспорт и медстраховку – мы соблюдали неукоснительно. Гид по пути больше трепался: забавно излагал свой взгляд на проблемы Евросоюза и Чехии в нем. Ведь Чехия является членом ЕС, но национальной валютой остается крона. По мнению гида, дело обстоит примерно так: ЕС требует полноценного включения страны в союз, а Чехия тормозит – зачем ей общеевропейские проблемы и кризис евро? Ну и прочие глобальные неурядицы выглядели как дрязги не очень умных соседей по кухне.

Дрезден

Дрезден

Приехали в Дрезден, он быстренько провел нас по примечательным местам, на это ушло немного времени, ведь старый центр Дрездена очень компактен, половину всех примечательных мест можно увидеть с одной площади. Довел до информационного центра, раздал планы центра города, посоветовал посетить Дрезденскую галерею, музей фарфора, Оружейную палату (по одному билету), Зеленые своды, рынок – и отпустил в свободное плавание. Пробежались: Театральная площадь, Земпер-опера, Фрауэнкирхе (она была разрушена при бомбардировке американской авиацией, и только после воссоединения Германии восстановлена буквально на кирпичику), Брюльская терраса (так называемый Балкон Европы), Княжеская черта, замок-резиденция курфюрстов (тут можно застрять надолго, чтобы сфотографировать каждый балкон, каждую завитушку), и в завершение Цвингер — королевский дворец, в котором нынче расположены Дрезденская галерея, Оружейная палата и музей фарфора.

А потом, как обычно, «три часа на разграбление города» — ходите где хотите, только будьте вовремя к отправлению автобуса. Я, конечно, пошла в Дрезденскую галерею, потом заскочила в музей фарфора и Оружейную палату, походила по территории дворца и пошла на Ноймаркт – пора было подкрепиться. Все это великолепие одним днем не обойдешь, а желудок требует свое. Но вернемся к подробностям. Билет в Дрезденскую галерею (она же Галерея старых мастеров) стоит 10 евро, по этому билету можно пройти в два упомянутых выше музея. Есть возможность взять аудиогид, в том числе и на русском языке, что я и сделала. Выдали план музея, главные сокровища («Сикстинская Мадонна» Рафаэля и «Шоколадница» Лиотара) помечены особо. И отдельное впечатление от Дрездена – немецкое темное пиво на Ноймаркт! Мне понравилось даже больше чешского!

Глубока-над-Влтавой. Веранда и выход в сад

Глубока-над-Влтавой. Веранда и выход в сад

На следующий день у нас намечена экскурсия в замок Глубока-над-Влтавой и город Крумлов. Я все время сравнивала замки – Штернберг и Глубока. Первый все время существования принадлежал одной семье; второй за первые 400 лет существования (XIII – XVII век) сменил 26 хозяев, и поэтому постоянно перестраивался. Первый так и остается частной собственностью, второй национализирован и является государственным музеем. Но что странно: по первому мы ходили как по музею, а здесь создается такое впечатление, что хозяева только что вышли и сейчас вернутся. Здесь, в отличие от Чешского Штернберга, запрещено фотографировать внутри замка, и, видимо в качестве возмещения, можно купить брошюру о замке, есть и на русском языке. Гиды здесь свои, проблема языка решается просто: у гида через плечо небольшой динамик, и когда группа заходит в очередной зал, включается соответствующий текст.

Идея создания «Чешского Виндзора», как называют замок неофициально, принадлежала герцогине Элеоноре Шварценберг. И образ Элеоноры незримо витает в замке – ведь именно благодаря ей замок принял нынешний облик. Идешь вокруг, и видно, как со временем замок приобретал все более «светский» вид: появились ажурные лесенки, открытые веранды, сад со скульптурами и подстриженными газонами по английскому образцу… Словом, красота! Смотришь на нее, и поневоле закрадывается мысль: каких же деньжищ это стоило! Действительно немалых, а все почему? Потому что Шварценберги в середине XVII века владели чуть ли не половиной Чехии, а Глубока стала их родовым поместьем, и тут они не скупились (именно тогда и появились и гобелены, и стекло с фарфором). А когда хозяйство перешло в руки Элеоноры, говорят, муж ее частенько попрекал за расточительность, но она не жалела ни денег, ни сил.

Крумлов. Замок на скале

Крумлов. Замок на скале

Чески-Крумлов. Название «Крумлов» происходит от древненемецкого Crumbenowe — место на кривом лугу¬ (поле) – здесь Влтава делает две крутые петли, одну из них – вокруг замка (естественное препятствие для штурмующих), вторую – вокруг центра города. Проходя по городу, нельзя отделаться от ощущения, что все это уже где-то видел. И правильно: здесь снимались почти все чешские сказки, знакомые нам с детства. И конечно, в средневековом городе не без мистики. Прогулкой по одной улочке супруги могут проверить, верны ли они друг другу. В другом доме жили две вдовы, не отличающиеся примерным поведением, сжившие одна другую со света и терзаемые грехами (теперь здесь кафе «Две вдовы», над вывеской вращающиеся фигурки женщин – можно их покружить и тем самым «развеселить»). К слову: дома я обнаружила, что есть сайт Государственного замка Чески-Крумлов, в том числе и на русском языке!

Карлштейн. Шествие

Карлштейн. Шествие

На следующий день нам предстояла самостоятельная поездка в Карлштейн. И мы поехали – не с главного вокзала Hlavní nádraží, а со Смиховского, Smichovske Nadrazi – так ближе. Поезда метро и электрички, как и весь транспорт в Чехии (и трамваи, и автобусы), ходят четко по расписанию. Доехали до стации Карлштейн (в электричках тоже есть информационная бегущая строка) и пошли по указателям, но они не требовались – надо просто идти в общем потоке. Перешли через мост, а на подходе к городку нас встретили лотки с молодым вином бурчак (20 крон за стаканчик белого, 25 – красного) и молодые люди с предложением, от которого нельзя было отказаться. Оказалось, что в эти выходные в Карлштейне, как и во многих других местах, проходит фестиваль молодого вина, и на него надо покупать билет – 80 крон. А в замок нужен отдельный билет. Пришлось смириться, и нам на запястья прикрепили бумажные браслеты, служащие билетами на фестиваль. Они проводятся здесь ежегодно, и на них можно попробовать молодого вина, купить продукцию местных фермеров и наблюдать костюмированное шествие. Я, конечно, взяла стаканчик беленького – сладко, вкусно, градусы практически не чувствуются. И мы пошли вверх, к замку.

Название города и замка связано, конечно, с именем обожаемого чехами Карла Четвертого, правителя Великой Римской империи. Мы поднимались к замку и на каждом шагу видели лоточки с оригинальными сувенирами, местными колбасами и копченостями и, само собой, с бурчаком. По дороге заглянули в маленький музей восковых фигур, прошли по лабиринтам музея и увидели здесь прошлое и знаменитостей Чехии. Есть здесь и узник, выглядывающий из подземелья через решетку, и палач, и ремесленники, и алхимик. И исторические личности: Тихо Браге с накладным носом, иудей Йехуда Леу, алхимик Эдвард Келейм. Центральное место занимает сам Карл Четвертый со своими четырьмя женами: Бланкой Валуа, Анной Пфальцской, Анной Свидницкой и Алжбетой Поморжанской (Померанской). Самой знаменитой была последняя: говорят, она ломала подковы, могла согнуть железную палку, а своего мужа на склоне его лет носила на руках. И, однако, родила ему шестерых детей. В следующих комнатах мы увидели Наполеона, Мать Терезу, Франца-Иосифа и чешских композиторов, президентов Бенеша, Масарика и Гавела. Дальше в отдельной витрине сидит, улыбаясь, Швейк, а прощается с нами праотец Чех. Мы пошли дальше, в толпе гуляющих то и дело встречались люди в средневековых одеждах. В воротах замка стоял стражник с копьем, рядом группа девушек в длинных платьях играла на старинных инструментах. А потом они все заспешили вниз, к подножию холма, и мы последовали за ними. А затем просто стояли и снимали – князей и простолюдинов, стражников и музыкантов, горожан и крестьян…

И еще один день. Мы едем в Вену. Чуть не доезжая границы, миновали развлекательный городок типа Диснейленда: башенки, дракончики, аттракционы… Перед прибытием нам раздали наушники с приемниками, чтобы хорошо слышать речь гида. А еще сопровождающая показала в пригороде внушительное сооружение с необычной голубой трубой, а посередине ее красовался золотой шар, Оказалось, это мусороперерабатывающий завод! Даже такое непрезентабельное, казалось бы, предприятие можно сделать привлекательным.

Вена. Гете

Вена. Гете

По Вене пришлось побегать побольше, чем в Дрездене. Гид говорил с жутким немецким акцентом и очень торопился, заявил: вы сможете фотографировать после экскурсии именно то, что выберете. Экскурсия проходила так: посмотрите направо, там то-то, за ним – то-то, а налево – то-то, а напротив – то-то, пошли дальше. Мимо чего мы бежали: Штефансдом, улица Грабен, Чумная колонна и два фонтана — Святого Леопольда и Святого Йозефа по обе стороны от нее; Петерскирхе – собор святого Петра, одна из старейших и самых красивых церквей в Вене; королевская резиденция Хофбург; Йозефплац; Швейцарский двор с памятником Францу I; площадь Героев перед Новым Хофбургом (именно с балкона этого дворца Гитлер провозгласил аншлюс); парк Бурггартен, где увидели памятники Моцарту и Гете (запомнился ботинок Гете, отполированный руками туристов до блеска: как гласит молва, достаточно прикоснуться к ботинку – и ты уже способен писать стихи); Государственный оперный театр; галерея Альбертина.

Главный вывод, сделанный мною по итогам экскурсии: я должна еще раз побывать в Вене, и не с экскурсионным набегом, а не спеша, самостоятельно! С чувством взаимного облегчения мы расстались с гидом, нам раздали небольшие буклеты с планом Вены и, не дав опомниться от гонки, повели на обед. В ресторане все было поставлено на конвейер: группы прибывали одна за другой, их быстро рассаживали по столам, объявляли, что предусмотрено на обед (суп, венский шницель, венский штрудель, напитки – за отдельную плату). А дальше мы пустились в свободное плавание. Пошли не спеша по направлению к Штефансдому, по пути заглядывая в лавочки и фотографируя все, что приглянется.

Как быстро бежит время: вот только что приехали – и назавтра уже домой! Сегодняшний день отведен на праздное шатание по Праге. Я отправилась в Пражский град — к собору Святого Вита. Была задумка затем пройтись по набережной Влтавы до Танцующего дома, до Вышеграда… За стенами Пражского града меня ждал приятный сюрприз – в укромном дворике спрятался музей игрушек. Хоть я и знала о его существовании, но не ожидала так прямо натолкнуться. (Тут же рядом знаменитая Злата улочка, но на нее опять же нужно покупать билет.) Зашла во двор, поднялась по крутой винтовой лестнице – касса, контроль и т. д. А у меня в кармане только на обратный проезд на метро: первый запас крон подошел к концу, и я планировала посетить обменник после Пражского града. Ну что ж, музей игрушек останется в планах на следующую поездку. Далее, спускаясь с холма, обнаружила у стены скромный памятник музыканту с гитарой. Кто это, я выяснила много позже, уже дома. Оказалось, это Карл Гашлер, актер, поэт, музыкант и исполнитель своих песен (для чехов он в свое время был как для нас Высоцкий). Его песни пела вся Прага. Сочинял антинацистские песни, за это был схвачен и погиб в Маутхаузене. Памятник поставлен в 2009 году.

Я спустилась с холма – и оказалась уже в Малой Стране, еще одном районе чешской столицы. У метро «Малостранска» обнаружила симпатичный уголок – парк с фонтаном посреди бассейна и скульптуры в классическом стиле вокруг него. Судя по всему, здесь встречаются туристы перед экскурсией по Малой Стране и Пражскому граду. Затем прошлась по левому берегу Влтавы до уже знакомого сада Сената. Как хорошо просто гулять по знакомым и незнакомым местам, не торопясь, снимая просто все, что нравится, порой не зная, что перед тобой! (И какое мучение дома искать для опознания и подписи эти объекты внимания!)

Но мне же надо обменять деньги! Значит, мой путь лежит в центр, на Панскую улицу. Иду туда, замечая по дороге интересные подробности, например патруль конной полиции на Староместской (сфотографироваться с ним стоит очередь из туристов, патрульные покорно позируют). А из обменника я опять пошла, куда глаза глядят, соблюдая общее направление – к Танцующему дому и Вышеграду. На Сеноважной площади обнаружила красивый фонтан с танцующими музыкантами. На Вацлавке выпила пива, полюбовалась красивыми домами и розами на газоне. Так и шла – улицами, переулками, приблизительно придерживаясь направления. И чисто случайно наткнулась на кафедральный собор святых Кирилла и Мефодия. Пример чешского необарокко, очень красивый храм, к нему надо подниматься по ступенькам, территория небольшая, но живописная.

Прага. Роддом

Прага. Роддом

И от него уже до Танцующего дома рукой подать. И можно снимать красавицу Влтаву. Тут же под мостом баржи, ставшие ресторанами, чуть дальше – водонапорная башня, построенная в 1495-м, реконструированная в 1591 и 1648 годах (!) И примкнувший к ней выставочный центр «Манес». И конечно, набережная! Очередной объект самостоятельной экскурсии – ботанический сад Карлова университета. Достойное завершение трудового дня: зелень, цветы, тропинки, скамеечки… Красивый дом, поросший плющом, на вершине холма. А в оранжерее – выставка-продажа цитрусовых саженцев.

Прага. Эркер часовни при роддоме

Прага. Эркер часовни при роддоме

 

Пошла по направлению к станции метро И. П. Павлова (названа по одноименной площади, а та – в честь русского физиолога Ивана Павлова), а по дороге увидела примечательное здание, мощные стены из красного кирпича и часовня с очаровательным эркером (здание в плане представляет собой немного вытянутый квадрат с внутренним двором, а к длинным сторонам примыкают две триады боковых крыльев). Дома я облазила весь Интернет в попытках узнать, что же это такое. Не нашла, пришлось написать Алексею и выслать ему фото по скайпу. Оказалось, это муниципальный родильный дом! Этот дом был, так сказать, бонусом сверх великолепной программы пребывания в Праге. И я осознала свою ошибку: планируя путешествие в Прагу, я увлеклась поездками, а для Златой Праги времени и не хватило…

Резюме: Я СНОВА ХОЧУ В ПРАГУ! И В ВЕНУ!

Интересные экскурсии в Праге:

Скачайте мой аудиогид по Праге

Это готовая аудио экскурсия по самым интересным местам Праги, которая позволит Вам получить максимум от города и значительно сэкономить на дорогих экскурсиях и услугах индивидуальных гидов.

Скачайте и установите для iPhone.






1 комментарий

Молодец, Галина — очень подробный отчёт — хоть сейчас бери билеты и езжай по следам!

Ответить Игорь